Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реализация образовательных технологий

Определение 1

Образовательная технология – это система методов и средств, направленных на совершенствование педагогического искусства и мастерства педагога, а также на организацию и реализацию эффективного воспитательно-образовательного процесса.

Понятие и структура образовательной технологии

В настоящее время существует большое количество трактовок понятия «образовательная технология», что характеризует ее как актуальную и современную ступень в развитии педагогической науки.

В том случае, если система претендует на звание образовательной технологии, то она обязательно должна содержать в себе три основных взаимосвязанных компонента:

  • Научный – определяет конкретную научную концепцию, которая является основой образовательной технологии.
  • Формализовано-описательный – представляет технологию как модель, состоящую из комплекса целей, методов, средств, алгоритма и определенного содержания (наполнения).
  • Процессуально-деятельностный – представляет технологию как процесс взаимодействия субъектов, направленный на достижение образовательной цели.

Образовательные технологии имеют особое значение в системе образования, определенное следующими причинами:

  1. Необходимость выбора способа решения дидактической задачи на всех ступенях образования (ДОО, школа, ВУЗ и т.д.).
  2. Потребность в ответе на вопрос «как учить?», при наличии разнообразных методов, средств, приемов, образовательных программ и т.д. То есть поиск наиболее оптимальной организации образовательной деятельности детей, которая обеспечит им комфортные условия.
  3. Образовательное учреждение должно стать для ребенка не просто местом получения знания, а пространством, где будет осуществляться разностороннее развитие и становление его личности, посредством удовлетворения индивидуальных особенностей и потребностей (в общении, в получении новой информации и т.п.).
Замечание 1

Таким образом, образовательная технология функционирует в качестве науки, занимающейся исследованием и проектировкой наиболее рациональных путей обучения.

«Реализация образовательных технологий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Виды образовательных технологий

Реализация образовательных технологий может осуществляться в виде комплекса методов и средств, алгоритма действий, учебной программы и т.д. Исходя из этого, различают следующие виды образовательных технологий:

  1. В зависимости от вида деятельности педагога и учащихся:

    • Технология организации общения. Состоит из комплекса приемов по организации эффективного взаимодействия между ребенком и взрослым, с целью создания оптимальных условий развития индивидуальности и личности каждого учащегося.
    • Технологии диагностической и прогностической деятельности. Данная технология основана на развитии аналитических способностей педагога, его умении эффективно применять диагностические методы, с целью планирования и разработки прогноза дальнейшей педагогической работы.
    • Технологии инновационной деятельности направлены на разработку новейших учебных программ, адаптацию имеющихся программ посредством внедрения в них новых подходов к процессу обучения.
    • Технологии организации воспитательного дела, помогающие каждому ребенку максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития.
  2. В зависимости от вида педагогической технологии в структуре технологии:

    • Процессуальная технология. Отражает последовательность реализации педагогического плана, который делится на этапы, а на каждый этап устанавливаются временные рамки его выполнения.
    • Формирующая технология. Определяет не только временной промежуток выполнения этапа педагогической программы, но и определяет условия и приемы его реализации.
    • Развивающие образовательные технологии. Являются составной частью большого образовательного процесса, по своей сути это одно из средств достижения конечной цели.
  3. По степени охвата структур образовательной технологии выделяют:

    • Метатехнологии – охватывают образовательный процесс всего учебного заведения;
    • Микротехнологии – охватывают учебный процесс конкретного урока или занятия;
    • Мезотехнологии – направлены на преобразование отдельного учебного заведения.
  4. Образовательные технологии в зависимости от организации учебного процесса:

    • Проблемное обучение – направлено на формирование у детей навыков поисковой и познавательной деятельности, творческой самостоятельности.
    • Концентрированное обучение – создание условий максимально учитывающих психологические особенности развития учащихся.
    • Модульное обучение – деление дисциплины на блоки, каждый из которых логически завершен.
    • Развивающее обучение – направлено не всестороннее развитие личности.
    • Дифференцированное – создание оптимальных условий для развития и выявления задатков у учащихся.

Основные методологические подходы к реализации образовательных технологий

Выделяют следующие виды методологических подходов к реализации образовательных технологий:

  1. Системный подход – учитывает специфику того образовательного учреждения, в рамках которого осуществляется реализация образовательной технологии.
  2. Компетентностный подход направлен на формирование личности и личностных компетенций каждого учащегося, с учетом его жизненных взглядов и практического опыта.
  3. Интегрированный подход – позволяет синтезировать междисциплинарные знания, навыки и умения, которые в последующем будут полезны учащемуся не только в учебной деятельности (на иных ступенях обучения), но и в реальной жизни.

Реализация образовательных технологий базируются на принципах: системности; целостности; интеграции; динамичности; дифференциации и индивидуализации и т.д.

Данный процесс состоит из ряда этапов:

  • логико-методологического (формулировка целей и принципов);
  • информационного (проектирование содержания образовательной технологии и его материального воплощения);
  • процессуального (проектирование дидактического процесса);
  • диагностического (обоснование критериев и показателей эффективности проектирования образовательной технологии);
  • коррекционного (процедуры отладки и внедрения образовательной технологии в учебный процесс).
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot