Образовательная технология – это система методов и средств, направленных на совершенствование педагогического искусства и мастерства педагога, а также на организацию и реализацию эффективного воспитательно-образовательного процесса.
Понятие и структура образовательной технологии
В настоящее время существует большое количество трактовок понятия «образовательная технология», что характеризует ее как актуальную и современную ступень в развитии педагогической науки.
В том случае, если система претендует на звание образовательной технологии, то она обязательно должна содержать в себе три основных взаимосвязанных компонента:
- Научный – определяет конкретную научную концепцию, которая является основой образовательной технологии.
- Формализовано-описательный – представляет технологию как модель, состоящую из комплекса целей, методов, средств, алгоритма и определенного содержания (наполнения).
- Процессуально-деятельностный – представляет технологию как процесс взаимодействия субъектов, направленный на достижение образовательной цели.
Образовательные технологии имеют особое значение в системе образования, определенное следующими причинами:
- Необходимость выбора способа решения дидактической задачи на всех ступенях образования (ДОО, школа, ВУЗ и т.д.).
- Потребность в ответе на вопрос «как учить?», при наличии разнообразных методов, средств, приемов, образовательных программ и т.д. То есть поиск наиболее оптимальной организации образовательной деятельности детей, которая обеспечит им комфортные условия.
- Образовательное учреждение должно стать для ребенка не просто местом получения знания, а пространством, где будет осуществляться разностороннее развитие и становление его личности, посредством удовлетворения индивидуальных особенностей и потребностей (в общении, в получении новой информации и т.п.).
Таким образом, образовательная технология функционирует в качестве науки, занимающейся исследованием и проектировкой наиболее рациональных путей обучения.
Виды образовательных технологий
Реализация образовательных технологий может осуществляться в виде комплекса методов и средств, алгоритма действий, учебной программы и т.д. Исходя из этого, различают следующие виды образовательных технологий:
В зависимости от вида деятельности педагога и учащихся:
- Технология организации общения. Состоит из комплекса приемов по организации эффективного взаимодействия между ребенком и взрослым, с целью создания оптимальных условий развития индивидуальности и личности каждого учащегося.
- Технологии диагностической и прогностической деятельности. Данная технология основана на развитии аналитических способностей педагога, его умении эффективно применять диагностические методы, с целью планирования и разработки прогноза дальнейшей педагогической работы.
- Технологии инновационной деятельности направлены на разработку новейших учебных программ, адаптацию имеющихся программ посредством внедрения в них новых подходов к процессу обучения.
- Технологии организации воспитательного дела, помогающие каждому ребенку максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития.
В зависимости от вида педагогической технологии в структуре технологии:
- Процессуальная технология. Отражает последовательность реализации педагогического плана, который делится на этапы, а на каждый этап устанавливаются временные рамки его выполнения.
- Формирующая технология. Определяет не только временной промежуток выполнения этапа педагогической программы, но и определяет условия и приемы его реализации.
- Развивающие образовательные технологии. Являются составной частью большого образовательного процесса, по своей сути это одно из средств достижения конечной цели.
По степени охвата структур образовательной технологии выделяют:
- Метатехнологии – охватывают образовательный процесс всего учебного заведения;
- Микротехнологии – охватывают учебный процесс конкретного урока или занятия;
- Мезотехнологии – направлены на преобразование отдельного учебного заведения.
Образовательные технологии в зависимости от организации учебного процесса:
- Проблемное обучение – направлено на формирование у детей навыков поисковой и познавательной деятельности, творческой самостоятельности.
- Концентрированное обучение – создание условий максимально учитывающих психологические особенности развития учащихся.
- Модульное обучение – деление дисциплины на блоки, каждый из которых логически завершен.
- Развивающее обучение – направлено не всестороннее развитие личности.
- Дифференцированное – создание оптимальных условий для развития и выявления задатков у учащихся.
Основные методологические подходы к реализации образовательных технологий
Выделяют следующие виды методологических подходов к реализации образовательных технологий:
- Системный подход – учитывает специфику того образовательного учреждения, в рамках которого осуществляется реализация образовательной технологии.
- Компетентностный подход направлен на формирование личности и личностных компетенций каждого учащегося, с учетом его жизненных взглядов и практического опыта.
- Интегрированный подход – позволяет синтезировать междисциплинарные знания, навыки и умения, которые в последующем будут полезны учащемуся не только в учебной деятельности (на иных ступенях обучения), но и в реальной жизни.
Реализация образовательных технологий базируются на принципах: системности; целостности; интеграции; динамичности; дифференциации и индивидуализации и т.д.
Данный процесс состоит из ряда этапов:
- логико-методологического (формулировка целей и принципов);
- информационного (проектирование содержания образовательной технологии и его материального воплощения);
- процессуального (проектирование дидактического процесса);
- диагностического (обоснование критериев и показателей эффективности проектирования образовательной технологии);
- коррекционного (процедуры отладки и внедрения образовательной технологии в учебный процесс).