Сущность образовательной технологии
Образовательная технология – это комплекс методов и средств, направленных на создание и реализацию эффективного образовательного процесса.
Под образовательной технологией в школе понимают комплексную систему методов и средств, взаимодействия педагогов и учащихся, имеющей целью успешное обучение и получение высокого уровня знаний.
Современные образовательные технологии имеют три обязательных аспекта:
- Научный аспект. Подразумевает, что каждая технология основана на конкретной научной концепции и направлена на решение определенной учебной проблемы.
- Формально-описательный аспект. Предполагает, что каждая технология имеет точно установленную цель, задачи, набор методов и средств, конкретное наполнение (содержание).
- Процессуально-действенный аспект. Определяет четко установленный, последовательный порядок функционирования этапов технологии.
Все аспекты взаимосвязаны между собой. В том случае если определенная система или методика претендуют на звание технологии, то они обязательно должны содержать все три аспекта.
Требования к образовательным технологиям в школе
Современные образовательные технологии в школе необходимо рассматривать как инструмент, внедряемый в образовательный процесс с целью его совершенствования. Исходя из этого все образовательные технологии, используемые в школе, образуют собой единую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:
- При организации коллективной формы работы с учащимися, необходимо выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ученика.
- Необходимо не просто использование образовательной технологии, а включение ее в практику школы, осуществление работы по ее развитию, адаптации и совершенствованию.
- Каждая технология должна выступать средством реализации рефлексии, которая будет побуждать учащихся к самообразованию.
- Необходимо осуществлять работу с учащимися, отводя им роль не просто пассивных слушателей, а активных участников и источников знаний.
- Образовательные технологии, используемые педагогами в школе не должны противоречить принципам и закономерностям педагогики.
В настоящее время в системе школьного образования происходят значительные изменения, которые охватывают все стороны педагогического процесса. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является повышение педагогического мастерства учителей. Одним из способов его повышения является внедрение в педагогический процесс школы различных видов современных образовательных технологий.
Виды образовательных технологий в школе
Для повышения эффективности педагогического процесса в школе, используются следующие образовательные технологии.
Технология проблемного обучения. Актуальность данной технологии состоит в том, что она способствует развитию высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов, развитие навыков решения практических задач у учащихся. Суть технологии заключается в том, что педагог не дает детям весь учебный материал в готовом виде, а лишь преподносит им часть, которая является фундаментом. Остальная часть учебного материала преподносится в виде учебных задач, которые дети решают вначале совместно с педагогом, а затем уже самостоятельно. Тем самым дети не только получают и усваивают новые знания, но получают необходимый практический опыт.
Технология исследовательской работы. Данная технология позволяет перевести учащихся из категории пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса. Это связано с тем, что исследовательское поведение является одним из важнейших источников получения ребенком представлений об окружающем мире, явлениях и предметах. Реализация данной технологии способствует развитию у детей таких умений как умение сравнивать, самостоятельно находить нужную информацию, ставить эксперименты, формулировать и задавать вопросы, обсуждать, рассуждать и т.д.
Здоровьесберегающие технологии. Данные технологии направлены на формирование у детей ЗОЖ. Осуществляются в качестве физкультминуток (возможно специальных тематических в рамках урока), спортивных соревнований, динамических пауз между уроками, а также проведение родительских собраний на различные темы, связанные со здоровьем детей. Основная задача здоровьесберегающих технологий – это формирование у детей умений и навыков по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа). Данная технология показывает положительные результаты только лишь на первых этапах ее применения. В дальнейшем же она может отрицательно сказаться на работе более «слабых» учеников и усвоении ими учебного материла. Это связано со спецификой технологии, которая предполагает работу в группах по 2-5 человек. Важно распределить учащихся таким образом, чтобы группы были равномерны по успеваемости, то есть включать в группу и «слабых», и «сильных» учеников. При решении поставленной задачи дети совместно находят пути решения, помогают друг другу, при необходимости поправляют. Отрицательные моменты сказываются позднее, когда «слабые» ученики перестают принимать участие в решение задания, считая, что более «сильные» справятся и без них.
Игровые технологии являются одними из самых естественных и понятных детям. Это связано с тем, что игра всегда интересна и привлекательна детям. Использование различных игровых приемов и упражнений, способствует тому, что дети в легкой и непринужденной форме получают знания: запоминают новый материал, повторяют пройденное, решают задачи и т.д. Однако педагогу важно помнить, что игра – это часть урока, а не урок – часть игры, необходимо четко контролировать время, отведенное на игровые приемы и не злоупотреблять ими.
Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.