Понятие и сущность образовательного пространства
На сегодняшний день «образовательное пространство» является одним из наименее разработанных понятий и категорий педагогики. Это связано с тем, что само понятие появилось относительно недавно в 80-х года ХХ века. Разработкой и описанием параллельно занимались несколько педагогов-исследователей, в связи с чем, нет однозначного определения данному термину.
Выделяют два наиболее распространенных определения «образовательного пространства».
- Образовательное пространство – это специально организованная среда, способствующая эффективному и плодотворному взаимодействию между педагогами и учащимися, направленному на получение последними необходимых знаний, умений и навыков.
- Образовательное пространство – это условия, созданные в рамках образовательного учреждения и представленные материалами и оборудованием, необходимым для осуществления эффективного педагогического процесса.
Таким образом, образовательная среда понимается с двух сторон, но при этом стоит отметить, что обе они необходимы для осуществления процесса образования. То есть следует понимать образовательную среду как совокупность условий взаимодействия и материальной базы.
Под образовательным пространством понимают такое пространство, в рамках которого осуществляются образовательные процессы, способствующие пониманию и осознанию окружающего мира, условий взаимодействия с ним.
Довольно часто понятие «образовательного пространства» отождествляют с понятием «педагогический процесс». Однако необходимо отметить, что это два совершенно разные понятия, несмотря на то, что у них схожие цели. В педагогическом процессе взаимодействие с окружающей средой значительно сужается и переносится в определенное русло, в зависимости от изучаемого содержания или событийных условий. Помимо этого образовательное пространство располагается в рамках педагогического процесса, то есть оно не может быть реализованное вне данного процесса. В то время как педагогический процесс в данном отношении относительно самостоятельный.
Качественные и количественные характеристики образовательного пространства, а также его эффективность зависят от ряда факторов и условий:
- педагогического мастерства и внутренней культуры преподавателя;
- личной заинтересованности в достижении цели со стороны педагогов;
- материально-технической базы образовательного учреждения;
- отклика на образовательный процесс со стороны учащихся.
Актуальность признания значимости образовательного пространства в рамках современной образовательной системы не оставляет сомнений. К уровню знаний учащихся, их компетенциям по окончанию обучения, жизненным взглядам и принципам, предъявляются все более высокие требования. В связи с чем, педагоги-исследователи постоянно ведут работы по поиску наиболее оптимальных методов, средств и условий организации педагогического процесса. Одним из таких путей решения проблемы является создание эффективного образовательного пространства в рамках образовательных учреждений различного типа.
Уровни образовательного пространства
Современное образовательное пространство включает в себя шесть функциональных уровней:
- Аксиологический уровень. Данный уровень отражает стратегию, которая лежит в основе организации образовательного процесса учебных заведений различного вида и типа. Стратегия включает в себя ценностные установки образовательного процесса, цель и задачи обучения на всех этапах.
- Личностный уровень отражает направление обучения на личность обучающегося, его направленность на саморазвитие и понимание себя как личности, как члена общества, выделение и усвоение своего собственного «Я», своей уникальности и индивидуальности. Личностный уровень основан на уважении прав и свобод каждого участника образовательного процесса и их равноправия в рамках данного процесса.
- Содержательный (или семантический) уровень. Представлен предметным полем познания, которое характеризует преобразование содержания процесса обучения из предметно-тематического в системно-деятельностное. Процесс обучения, согласно данному уровню необходимо подкреплять практическими знаниями и навыками. Учащимся следует не просто давать знания, а учить их пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
- Коммуникативный уровень. Данный уровень предполагает построение такой системы взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, при которых все они равны между собой, принимают активное участие в процессе обучения, мнения и взгляды находят поддержку и уважение. То есть организуется процесс, направленный не просто на механическое получение знаний, а на их усвоение и саморазвитие учащегося.
Организационно-технологический уровень. Имеет трехуровневое строение, которое характеризует собой развивающее пространство:
- целевое пространство (постановка целей, выбор методов и средств обучения);
- поисковое пространство (непосредственная организация образовательного процесса);
- рефлексивное пространство (выявление полученных результатов, подведение итогов, анализ).
Результативный уровень. На данном уровне осуществляется анализ конечного результата обучения, выявление возможных ошибок и последующее их устранение на всех уровнях образования.
Основная идея образовательного пространства заключается в том, что учащиеся рассматриваются как носители индивидуального субъективного опыта, активно стремящиеся его реализовать, а также раскрыть собственный врожденный потенциал (творческий, коммуникативный, аксиологический и др.). Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь детям в их стремлении в самосозидании и самосовершенствовании, путем создания необходимых педагогически условий.