Овладение теоретическими знаниями
Образовательно-профессиональный путь любого студента педагогического вуза в первую очередь начинается с определения мотивации на получение педагогической профессии. Студент должен четко осознавать, что он психологически готов к педагогической деятельности и иметь стремление реализовать свой природный педагогический потенциал.
К наиболее ценностным мотивам относятся:
- Чувство гражданского и профессионального долга, полная ответственность за воспитание детей и желание добросовестно выполнять профессиональные функции.
- Истинная увлеченность педагогикой и получение удовлетворения от процесса общения с детьми.
- Понимание значимости миссии педагога.
- Искренняя любовь к детям и понимание самоценности детства.
Только при наличии такой мотивации процесс обучения будет успешен, а будущая профессиональная деятельность – эффективной.
Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза охватывает освоение специальных педагогических дисциплин, смежных с педагогической деятельностью предметов, а также предметов, которые необходимы для расширения кругозора будущего педагога. Кроме того, большое значение в подготовке педагогических кадров имеет научная и практическая деятельность, реализуемая в процессе обучения.
Согласно ФГОС ВПО перед выпускниками педагогических ВУЗов по направлению «Педагогическое образование», стоят следующие профессиональные задачи:
В области педагогической деятельности:
- изучение возможностей детей в обучении и их потребности в получаемом образовании, последующее использование полученной информации при построении педагогического процесса;
- организация педагогического процесса с использованием методов, средств, форм, приемов и технологий в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей;
- организация взаимодействия с иными общественными и образовательными организациями, с целью решения педагогических задач;
- использование всех возможностей образовательной среды для обеспечения качественного и эффективного педагогического процесса;
- самообразование и личностный рост на протяжении всей профессиональной деятельности.
В области культурной и просветительской деятельности:
- исследование потребностей детей в данной деятельности, с целью ее успешной организации;
- организация эффективного культурного пространства.
В области научно-исследовательской деятельности:
- осуществление исследовательской деятельности по наиболее актуальным проблемам науки и образования;
- разработка и внедрение авторских педагогических технологий, с учетом поставленных образовательно-воспитательных целей и задач, особенностей образовательного процесса и индивидуальности учащихся (воспитанников);
- экспериментальная работа по внедрению новых форм воспитания и обучения, анализ полученных результатов.
Основой образовательно-профессионального пути студента педагогического ВУЗа, являются теоретические занятия, в процессе которых он усваивает до 70% необходимой для педагогической деятельности научной информации. Помимо теоретических занятий, программой обучения предусмотрено проведение практикумов, во время которых студенты осуществляют анализ разнообразных педагогических ситуаций, осваивают психолого-педагогические методы диагностики и контроля результатов воспитания и обучения.
Роль педагогической практики в подготовке студентов
Важное значение в образовательно-профессиональной подготовке студентов педагогических вузов имеет педагогическая практика.
Программой предусмотрены различные виды педагогической практики (учебная, производственная и т.д.).
Основная цель педагогической практики – формирование представления о педагогической профессии, закрепление и расширение теоретических знаний, получение необходимых практических умений и навыков профессиональной деятельности.
Задачами педагогической практики являются:
- Расширение и углубление теоретических знаний, умений и навыков.
- Формирование профессионального творческого мышления и индивидуального педагогического стиля.
- Освоение практического опыта работы с детьми.
- Развитие навыков рефлексии собственной педагогической деятельности.
- Формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
- 3.Психологическая структура профессиональной компетенции будущего педагога
Психологическая структура профессиональной компетенции будущего педагога включает в себя:
- Мотивационно-личностный компонент, заключающийся в сущности профессиональной направленности;
- Деятельностный компонент, включающий в себя систему учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности и компетенции студентов;
- Рефлексивно-оценочный компонент, определяет индивидуальные профессиональные возможности будущего педагога, возможности его продвижения к профессиональной цели, профессионального совершенствования и роста.
Основы профессиональной компетентности современного педагога должны формироваться в процессе обучения в ВУЗе, так как в период самостоятельной профессиональной деятельности после ВУЗа возникающие профессиональные стереотипы не позволяют педагогу успешно овладеть профессионально важными психологическими знаниями.
Важнейшим психологическим условием развития профессиональной компетентности будущего педагога является трансформация образовательной деятельности студентов в учебную и профессиональную. Для такой трансформации необходимо создать интегративное, содержательное единство психолого-педагогической, методической и предметной подготовки будущего педагога в вузе.