Компетентностный подход
Цели образования традиционно определялись тем набором умений, знаний, навыков, которые приобретал выпускник учебного заведения. На сегодняшний день такой подход оказывается недостаточным. Проведенные исследования показывают, что учащиеся сегодня не могут:
- распознать реальные проблемы в повседневной жизни;
- давать формулировку выявленной проблемы;
- трансформировать проблемы в задачи;
- соотносить проблему с приобретенными знаниями;
- оценивать и анализировать результаты принятого решения.
Чаще всего учащиеся могут только воспроизводить заученный материал и решать готовые задачи «по образцу». Тогда как общество нуждается в выпускниках, которые готовы включиться в процесс жизнедеятельности, способные решать на практике жизненные и профессиональные задачи. Данные способности во многом зависят от дополнительных качеств, называемых компетенциями и компетентностями.
Компетенции представляют собой то, чем необходимо овладеть для выполнения той или иной деятельности.
Компетентность – это умение применить полученные знания на практике для решения теоретических и практических проблем.
Проблематика отбора основных компетенций является важнейшей задачей для модернизации общего образования.
Основные требования к ключевым компетенциям выглядят следующим образом:
- многофункциональность,
- междисциплинарность,
- значительное интеллектуальное развитие,
- многомерность.
В мире в сфере образования развивается следующие ключевые компетенции:
- компетенции в области познавательной деятельности, которые основаны на усвоении способов самостоятельного обретения знаний;
- компетенции в области общественной деятельности;
- компетенции в области трудовой деятельности;
- компетенции в области бытовой деятельности;
- компетенции в области культурной деятельности.
Компетентностно-деятельностный подход
В процессе преподавания различных общеобразовательных предметов в учебных заведениях следует осуществлять компетентностно-деятельностный подход. Это позволяет значительно усилить практическую направленность изучаемых предметов, развивать мыслительную деятельность, а также выработку практических навыков. При таком подходе необходимо увеличивать количество самостоятельных работ поискового, творческого, исследовательского, экспериментального характера.
Поисковый подход
Основной моделью поискового подхода служит модель обучения в качестве творческого поиска. Процесс начинается с видения и постановки проблемы, а заканчивается выдвижением предположений и гипотез, их проверкой и познавательной рефлексией над результатами познания.
Структура урока при таком подходе должна быть следующей:
- включать такие этапы учебной деятельности, как постановка учебной задачи, непосредственно учебные действия, самооценку и самоконтроль;
- обеспечивать прохождение таких этапов усвоения знаний, как мотивация, материализованное действие, создание ориентировочной основы действия, внешняя и внутренняя речь, а также автоматизированное умственное действие.
Аксиологический подход
Воспитание является социальной деятельностью, которая обеспечивает передачу базовых ценностей старшим поколением младшему, от одного человека к другому. Ценности нематериальны, они есть у человека тогда, когда они принимаются через совместную деятельность. Принятие ценности является ключевым фактором человечности, который обеспечивает устойчивость личностному существованию. Так как ценности – это смыслы, соответственно их принятие вносит определенный смысл в жизнь человека и открывает жизнь перед ним в ее духовном качестве.
Ценности – это основной смысл воспитания и социализации.
Аксиологический подход определяет систему социализации и воспитания подрастающего поколения. В его основе лежит национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность.
Аксиологический подход в воспитании делает человека носителем базовых национальных ценностей. Он дает возможность выстроить на нравственных основах уклад жизни человека и противостоять моральному релятивизму окружающей социальной среды.
Системно-деятельностный подход
Данный подход является главным для основной образовательной программы общего и начального образования. Его содержание раскрыто в ФГОС. Одним из основателей системно-деятельностного подхода является А.Н.Леонтьев. При данном подходе принятие ценностей ребенком происходит непосредственно через его личную деятельность.
При системно-деятельностном подходе недопустимо локализовывать воспитание в рамках отдельных предметов или образовательной области.
Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность разных субъектов социализации и воспитания, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть обязательно согласована.
Системно-деятельностный подход является методологической базой организации всего уклада школьной жизни. Он дает понимание, что представляют из себя воспитание и социализация в плане структурно-методологическом.
Развивающий подход
Данный подход дает понимание многоукладной системно-деятельностной технологии духовно-нравственного развития ребенка.
Основой такой программы являются:
- система морально-нравственных ценностей, установок;
- многоукладность программы, охватывающей различные виды образовательной, социально-педагогической деятельности;
- содержание в программах технологий воспитания и социализации по характеру и числу своих базовых ценностей.
Развивающий характер воспитания достигается, если ценности формулируются в качестве вопроса, поставленного педагогом, обязательно принимаемого учеником и обращенного к содержанию обучения, семейной и социальной жизни, а также к самому себе.