Образование как компонент педагогического процесса
Педагогический процесс – это способ организации взаимодействия двух субъектов: педагогов, с одной стороны, и учащихся, с другой, в ходе которого реализуется процесс социального, интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития подрастающего поколения и освоения ими опыта предшествующих поколений.
Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. Это взаимодействие реализуется по поводу методов и приемов, средств и технологий организации педагогической деятельности, ориентированных на достижение ее целевого назначения.
Педагогический процесс предполагает постепенный переход всех его процессов из одного состояния в другое. Переход реализуется в ходе педагогического взаимодействия субъектов данного процесса. Именно оно отражает сущность данного процесса.
Педагогическое взаимодействие является специально построенным контактом между педагогом и учащимся или воспитанником, носящим краткосрочный или долгосрочный характер и, приводящий к изменению в личностных характеристиках и поведении обоих сторон.
Составными компонентами педагогического процесса являются:
- Образование.
- Воспитание.
Соотношение данных процессов в педагогическом процессе является спорным вопросом. С одной стороны, образование и воспитание рассматриваются в качестве двух направлений педагогической деятельности. А с другой стороны, образование соотносится с педагогическим процессом, поскольку, оно обязательно включает в себя воспитательный компонент.
Направленность образования определяется механизмами реализации данного процесса, которыми являются обучение и воспитания. Именно они лежат в основе образования и определяют особенности реализации педагогического процесса.
Образование, по своему структурному строению, представляет собой процесс воспитания и процесс обучения. Однако, нельзя говорить о том, что педагогический процесс и образования тождественные понятия, поскольку, педагогический процесс включает в себя еще и развитие. Оно является итогом обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому, в широком смысле, педагогический процесс представляет собой механизм реализации обучения и воспитания, ориентированный на развитие, включающее самообразование и самовоспитание т.е. в ходе обучения и воспитания необходимо создать условия и сформировать навыки самообразования и самовоспитания, а также потребность в них.
Поэтому, процесс образования является составным компонентом педагогического процесса, в рамках которого реализуется обучение и воспитание учащихся, отражающие технологии реализации педагогической деятельности, ориентированной на развитие учащихся. Однако, образование всегда присутствует в педагогическом процессе, тогда как, не всякий образовательный процесс может быть педагогическим. Это обусловлено тем, что образование является более обширным и глубоким понятием. Педагогический процесс направлен на развитие учащегося. Он носит целенаправленный и организованный характер, в то время, как образование, также, может привести к развитию учащегося, без педагогического вмешательства.
Образование, как часть педагогического процесса, состоит из следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных частей:
- Педагог;
- Учащийся/воспитанник;
- Содержание образования. Оно включает в себя совокупность информационных данных, отражающих основы человеческого опыта жизнедеятельности и основы научной картины мироздания;
- Средства реализации образовательной деятельности. Сюда входят ресурсы и инструментарий, посредством которых реализуется организация хода обучения и воспитания.
Этапы реализации образования в педагогическом процессе
Образование реализуется в ходе конкретной последовательности действий, направленных на развитие данного процесса.
Основными этапами развития образования являются:
- Подготовительный этап. В этот период осуществляется разработка механизма реализации обучения и воспитания, составляется проект данных направлений деятельности. В основе этих мероприятия заложена постановка целей и задач образования, которые определяют его содержание, методы и средства реализации. В ходе подготовки производится исследование педагогического опыта деятельности, изучается история развития образования и потенциал современной образовательной среды, а также требования современного социума к образовательной деятельности.
- Основной этап. Он связан с реализацией образовательной деятельности. Она основывается на двух направлениях: воспитательная деятельность и учебная деятельность. Каждое направление имеет свои особенности реализации. Обучение и воспитание являются взаимосвязанными компонентами. Изменение одного из них влечет за собой изменения другого. Поэтому, их реализация, с одной стороны, является разнонаправленным процессом, а с другой, единоориентированным.
- Заключительный этап. Он связан с подведением итогов реализации образовательной деятельности. Проводится анализ качества оказания образовательных услуг, соответствие итогов образования, поставленным целям и задачам, а также выявляется потенциал образования, как части педагогического процесса, ориентированного на развитие учащегося.
Принципы образования
Образование основывается на определенных закономерностях его практического осуществления и требованиях к его реализации, которые составляют принципы образовательной деятельности.
Основными принципами образования являются:
- Принцип природосообразности образования. Он означает реализацию образования, исходя из природных основ развития индивида;
- Принцип гуманизма образования. Он отражает реализацию образования посредством признания личности высшей ценностью и постановки ее потребностей и интересов в основу образовательной деятельности;
- Принцип культуросообразности образования. Он отражает построение образования, как способа передачи культурного наследия между поколениями.