Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Объекты педагогического анализа

Определение 1

Педагогический анализ – это функция управления образовательной организацией, направленная на исследование её состояния, возможных тенденций развития, выставление объективной оценки результативности педагогического процесса и разработку на данной основе рекомендаций по упорядочиванию системы или её переводу в более высокое качественное состояние.

Виды и содержание педагогического анализа

Вне зависимости от вида, каждая управленческая деятельность состоит из взаимосвязанных и последовательных функций (действий), совокупность которых представляет собой законченный цикл. Данный цикл представлен следующими действиями (функциями):

  • анализ;
  • планирование и целеполагание;
  • организационная деятельность;
  • регулирование и контроль.
Замечание 1

Современное понимание функции педагогического анализа, предложенное Ю. А. Конаржевским, указывает на ее особенное положение в управленческой деятельности образовательного учреждения. Именно с педагогического анализа начинается каждый управленческий цикл, в окончании цикла так же проводится анализ.

Педагогический анализ предусматривает выделение в исследуемом объекте элементов, их место и оценку, специфику объединение данных элементов в одно целое и установление связей между ними.

Сущность педагогического анализа заключается в том, что он представляет собой особенный вид поиска. Данный поиск, осуществляется во временном пространстве и конкретно определенной алгоритмической последовательности действий. Педагогический анализ, как исследовательский поиск, предусматривает целенаправленное движение к поставленной цели. В целом суть педагогического анализа заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальное состояние анализируемого объекта и перевести его в данное состояние. Именно поэтому ведущей целью любого педагогического анализа является качественное обеспечение глубины и ширины познавательной стороны управления образовательной организации как одного из важнейших факторов успешности педагогического процесса.

«Объекты педагогического анализа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Достижение основной цели педагогического анализа, осуществляется через решение следующих задач:

  1. Осуществление анализа состояния педагогической системы, ее составных подсистем и элементов (анализ качества и уровня преподавательской работы, уровень воспитанности учащихся и т.д.) за определенный промежуток времени.
  2. Установление оптимального пути развития и совершенствования реализуемого педагогического процесса, в общем и за конкретный промежуток времени (четверть, полугодие и т.д.).
  3. Исследование возможных путей по достижению конкретных результатов образовательного учреждения, отдельных классов, групп учащихся, педагогов за время учебного года.
  4. В процессе решения педагогических задач выявление основных факторов, оказывающих влияние на уровень воспитанности и успеваемости учащихся, определение степени данного влияния.
  5. Установка причин, которые вызывают несогласованность в деятельности различных подразделений образовательной организации, между звеньями и ступенями воспитательно-образовательного процесса. Разработка на основании установленных причин рекомендаций по сохранению и укреплению баланса в анализируемой системе.
  6. Осуществление анализа взаимодействия образовательной организации с иными социальными институтами и обществом, определение эффективных мер по ликвидации и локализации возможных негативных влияний с их стороны на успешность воспитательно-образовательного процесса.
  7. Установление и обоснование имеющихся внутренних воспитательно-образовательных резервов, использование которых будет способствовать повышению качества преподавания и уровню знаний учащихся.
  8. Осуществление анализа передового педагогического опыта и выработки рекомендаций по его успешному усвоению педагогическим коллективом образовательной организации.
  9. Осуществление анализа эффективности деятельности управленческих кадров образовательной организации.
  10. Выработка конкретных рекомендаций на основании полученных в ходе анализа результатов.

Основные объекты педагогического анализа

Основные объекты педагогического анализа включают в себя:

  • множество воспитательно-образовательных и управленческих целей;
  • многообразие задач, зависящих от поставленной цели;
  • содержание, методы, формы, средства и приемы воспитания и обучения;
  • урок, как одна из основных форм педагогического процесса;
  • результаты деятельности образовательной организации за определенный промежуток времени.
Замечание 2

Общим, что объединяет между собой все указанные объекты педагогического анализа, является методология системного подхода.

Логика и методология данного подхода к организации педагогического анализа как ведущей функции управления образовательным учреждением определяется рядом последовательных действий:

  1. Анализ определенной части воспитательно-образовательного процесса, как системы. Анализу подвергается урок, воспитательное мероприятие, часть учебного года или он весь. Определяется их роль и значимость, производится сравнение с предшествующими результатами.
  2. Установление комплекса факторов, которые определяют эффективность воспитательно-образовательного процесса, уровень педагогической культуры учителей, уровень знаний и воспитанности учащихся, морально-психологический климат в образовательном учреждении и т.д.
  3. Установление обоснованности и целесообразности поставленных целей образования, его содержания, форм учебных занятий, основные направления реализации учебного плана на год.
  4. Осуществление анализа результатов, полученных в ходе урока, внеклассной и внеурочной деятельности, различных воспитательных мероприятий, а также особенности их проведения и организации.
  5. Определение главных причин недостатков образовательного процесса и установление его положительных сторон.
  6. Формулировка выводов, предложений и замечаний, с целью последующего совершенствования урока, внеклассной или внеучебной деятельности, воспитательных мероприятий и комплекса всей педагогической работы в течение нового учебного года.

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа.

Дата последнего обновления статьи: 20.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot