Педагогический анализ – это функция управления образовательной организацией, направленная на исследование её состояния, возможных тенденций развития, выставление объективной оценки результативности педагогического процесса и разработку на данной основе рекомендаций по упорядочиванию системы или её переводу в более высокое качественное состояние.
Виды и содержание педагогического анализа
Вне зависимости от вида, каждая управленческая деятельность состоит из взаимосвязанных и последовательных функций (действий), совокупность которых представляет собой законченный цикл. Данный цикл представлен следующими действиями (функциями):
- анализ;
- планирование и целеполагание;
- организационная деятельность;
- регулирование и контроль.
Современное понимание функции педагогического анализа, предложенное Ю. А. Конаржевским, указывает на ее особенное положение в управленческой деятельности образовательного учреждения. Именно с педагогического анализа начинается каждый управленческий цикл, в окончании цикла так же проводится анализ.
Педагогический анализ предусматривает выделение в исследуемом объекте элементов, их место и оценку, специфику объединение данных элементов в одно целое и установление связей между ними.
Сущность педагогического анализа заключается в том, что он представляет собой особенный вид поиска. Данный поиск, осуществляется во временном пространстве и конкретно определенной алгоритмической последовательности действий. Педагогический анализ, как исследовательский поиск, предусматривает целенаправленное движение к поставленной цели. В целом суть педагогического анализа заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальное состояние анализируемого объекта и перевести его в данное состояние. Именно поэтому ведущей целью любого педагогического анализа является качественное обеспечение глубины и ширины познавательной стороны управления образовательной организации как одного из важнейших факторов успешности педагогического процесса.
Достижение основной цели педагогического анализа, осуществляется через решение следующих задач:
- Осуществление анализа состояния педагогической системы, ее составных подсистем и элементов (анализ качества и уровня преподавательской работы, уровень воспитанности учащихся и т.д.) за определенный промежуток времени.
- Установление оптимального пути развития и совершенствования реализуемого педагогического процесса, в общем и за конкретный промежуток времени (четверть, полугодие и т.д.).
- Исследование возможных путей по достижению конкретных результатов образовательного учреждения, отдельных классов, групп учащихся, педагогов за время учебного года.
- В процессе решения педагогических задач выявление основных факторов, оказывающих влияние на уровень воспитанности и успеваемости учащихся, определение степени данного влияния.
- Установка причин, которые вызывают несогласованность в деятельности различных подразделений образовательной организации, между звеньями и ступенями воспитательно-образовательного процесса. Разработка на основании установленных причин рекомендаций по сохранению и укреплению баланса в анализируемой системе.
- Осуществление анализа взаимодействия образовательной организации с иными социальными институтами и обществом, определение эффективных мер по ликвидации и локализации возможных негативных влияний с их стороны на успешность воспитательно-образовательного процесса.
- Установление и обоснование имеющихся внутренних воспитательно-образовательных резервов, использование которых будет способствовать повышению качества преподавания и уровню знаний учащихся.
- Осуществление анализа передового педагогического опыта и выработки рекомендаций по его успешному усвоению педагогическим коллективом образовательной организации.
- Осуществление анализа эффективности деятельности управленческих кадров образовательной организации.
- Выработка конкретных рекомендаций на основании полученных в ходе анализа результатов.
Основные объекты педагогического анализа
Основные объекты педагогического анализа включают в себя:
- множество воспитательно-образовательных и управленческих целей;
- многообразие задач, зависящих от поставленной цели;
- содержание, методы, формы, средства и приемы воспитания и обучения;
- урок, как одна из основных форм педагогического процесса;
- результаты деятельности образовательной организации за определенный промежуток времени.
Общим, что объединяет между собой все указанные объекты педагогического анализа, является методология системного подхода.
Логика и методология данного подхода к организации педагогического анализа как ведущей функции управления образовательным учреждением определяется рядом последовательных действий:
- Анализ определенной части воспитательно-образовательного процесса, как системы. Анализу подвергается урок, воспитательное мероприятие, часть учебного года или он весь. Определяется их роль и значимость, производится сравнение с предшествующими результатами.
- Установление комплекса факторов, которые определяют эффективность воспитательно-образовательного процесса, уровень педагогической культуры учителей, уровень знаний и воспитанности учащихся, морально-психологический климат в образовательном учреждении и т.д.
- Установление обоснованности и целесообразности поставленных целей образования, его содержания, форм учебных занятий, основные направления реализации учебного плана на год.
- Осуществление анализа результатов, полученных в ходе урока, внеклассной и внеурочной деятельности, различных воспитательных мероприятий, а также особенности их проведения и организации.
- Определение главных причин недостатков образовательного процесса и установление его положительных сторон.
- Формулировка выводов, предложений и замечаний, с целью последующего совершенствования урока, внеклассной или внеучебной деятельности, воспитательных мероприятий и комплекса всей педагогической работы в течение нового учебного года.
Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа.