Технологии воспитания в раннем возрасте
Технология воспитания – это система разработанных наукой и собранных практикой методик, включающих приемы, процедуры воспитательной деятельности, позволяющих ей предстать в качестве мастерства, то есть гарантированно результативно и качественно. Коренным вопросом технологии в воспитательной сфере выступает вопрос «как?».
В современном мире значительно изменились представления касающиеся процесса формирования человека, приоритетов его качеств, как личности, а также жизненных установок и ценностей. Система образования предъявляет иные, чем раньше требования к современному поколению.
Новые образовательные технологии включают разработку и общественную экспертизу инновационных практико-ориентированных образовательных программ, которые рассчитаны на повышение эффективности образовательной деятельности и достижение государственных стандартов на основании разного рода средств обучения и воспитания детей, имеющих разные образовательные потребности и потенциальные возможности.
Поиск новых форм и приемов обучения на данном этапе – закономерное и необходимое явление. Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребенка к реальному миру выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание является периодом формирования образных форм сознания. Основные формы сознания, которыми ребенок может овладеть в данном возрасте, представлены образными средствами, сенсорными эталонами, различными символами и знаниями, носящими образный характер.
Раннее детство является фундаментом общего развития ребенка, стартовым периодом всех человеческих начал. Именно в этот период закладываются основы детского здоровья и интеллекта, в этом возрасте физическое состояние и настроение ребенка особенно сильно влияют на процесс его нравственного и умственного развития.
Задача современной педагогики – реализовать в воспитательной деятельности самоценность периода раннего возраста в качестве базиса для всего дальнейшего развития ребенка.
В широком понимании,технология – это совокупность последовательно организованных методов и процессов преобразования некоторого социального формирования, дабы привести его в состояние, которое соответствует целевой установке.
На современном этапе общественного развития, инновационные процессы касаются в первую очередь системы дошкольного образования как начального этапа раскрытия потенциальных способностей детей.
Инновационные технологии воспитания в раннем возрасте
Невозможно представить переход дошкольного образования на качественно новый уровень без разработки инновационных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов и приемов обучения, направленных на достижение положительных результатов через динамичные изменения в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Инновации в дошкольном обучении возникли в связи с:
- новыми научными исследованиями;
- социокультурной средой, выступающей как потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;
- творческой инициативностью педагогов;
- заинтересованностью родителей в достижении позитивной динамики детского развития.
Выделяют следующие технологии, которые можно использовать в дошкольном образовании:
- развивающее обучение,
- проблемное обучение,
- игровые технологии,
- компьютерные технологии,
- альтернативные технологии.
Игровые педагогические технологии состоят из довольно обширной группы методов и приемов организации педагогической деятельности в формате разных педагогических игр.
Педагогическая игра отличается от других игр существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и выделен в явном виде и характеризуется познавательной направленностью. Игровую форму занятий создает игровая мотивация, выступающая в качестве средства побуждения и стимулирования детей к учебной деятельности.
Специфика игровой технологии во многом определяется игровой средой: выделяют игры с предметами и без них, настольно-печатные, комнатные и уличные, компьютерные, с использованием различных средств передвижения.
Технология развивающих игр Никитина Б.П. включает набор развивающих игр, которые, не смотря на все свое разнообразие, основаны на общей идее и имеют характерные особенности.
Каждая игра является набором задач, которые должен решить ребенок, используя кубики, кирпичики, квадраты из картона или пластика, детали конструктора-механика и пр.
Задачи предлагаются ребенку в разных формах, таких как:модель, плоский рисунок в изометрии, чертеж, письменная или устная инструкция и пр., таким образом дети знакомятся с разными способами передачи информации.
Задачи крайне широкого диапазона трудности, начиная с доступных для понимания двух-трех летнего малыша и заканчивая непосильными для среднестатистического подростка.. В связи с этим такие игры могут быть интересны детям на протяжении нескольких лет.
Технология проблемного обучения базируется на теоретических положениях Д. Дьюи – американского педагога и психологи.
Сегодня технология проблемного обучения – это форма организации учебных занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельности учеников, направленную на ее разрешение, в результате чего отмечается творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также развиваются мыслительные способности.
Проблемное обучение базируется на проблемной мотивации, в связи с чем предполагает адекватное конструирование дидактического содержания материала, который необходимо представить в качестве цепи проблемных ситуаций.
Проблемные методы – это методы, которые базируются на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учеников, предполагающей поиск и решение сложных вопросом, требующих актуализировать знания, анализировать и видеть явления и законы за отдельными фактами.