Непрерывное образование – это обучение человека на протяжении всей жизни, ориентированное на его всестороннее развитие, профессиональный рост и социальное развитие.
Непрерывное образование выступает актуальной проблемой современного образовательного пространства. Оно требует наличия определенных условий, обеспечивающих формирование у личности потребности в получении знаний и навыков.
Непрерывное образование является самообразованием личности и требует воспитания потребности в нем. Потому, сегодняшняя система образования ориентирована на воспитание потребности в самообразовании у каждого учащегося, желании расширять и совершенствовать свои профессиональные и бытовые знания и навыки, расширять кругозор и углублять свои познавательные способности, а также активно развивать свой творческий потенциал.
Рисунок 1. Непрерывное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Непрерывное образование сегодня является актуальной проблемой педагогики и социальной сферы. Его социальная значимость обусловлена социальной ролью образования и его воздействием на все сферы общества и социальный прогресс.
Социальный аспект непрерывного образования
Непрерывное образование рассматривается как процесс социального становления, развития и совершенствования личности. Такое рассмотрение данного процесса обусловлено необходимостью отражения социальной значимости образования и выделения непрерывного образования в качестве ведущей социальной проблемы на современном этапе развития общества.
Сущность социального аспекта непрерывного образования заключается в следующих этапах социального развития личности:
- Социальное развитие с рождения ребенка до его поступления в школу.
- Школьный период обучения и обучение по профессиональному профилю.
- Период трудовой деятельности.
- Период прекращения трудовой деятельности, т.е. с момента выхода на пенсию до смерти.
Данные социальные стадии развития личности соответствуют этапам детства, молодости, зрелости и старости личности. Кроме того, в социальном развитии выделяют подэтапы: ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, профессиональная зрелость, после трудовой этап развития личности.
Связь между социальным становлением личности и образованием отражает его социальное предназначение. На каждом социальном этапе развития личности образование имеет свои особенности, реализуется в определенных формах и определенными методами. Их выбор зависит от психологических параметров личностного развития и потребностей социальной среды, предъявляемых к конкретной личности определенного возраста.
Если рассматривать социальный аспект непрерывного образования, то можно отразить его социальную роль, включить в его структуру социально значимые элементы. Таковыми могут быть:
- Семейное образование;
- Образование в трудовых коллективах;
- Образование в социальных организациях;
- Образование в культурных и просветительских центрах.
Как социальная проблема, непрерывное образование опирается на следующие направления:
- Просвещение;
- Обучение;
- Воспитание.
Иными словами, непрерывное образование выступает комплексным процессом, связывающим просвещение, воспитание и обучение личности в течение всей жизнедеятельности.
При проектировании образования учитываются возрастные этапы социального развития личности, а также индивидуальные особенности всех участников образовательной деятельности.
Педагогический аспект непрерывного образования
Будучи важной педагогической проблемой современной педагогической науки, непрерывное образование характеризуется следующими чертами:
- Всеохватность образования, т.е. образование касается всего населения, затрагивает представителей всех возрастов, демографических и профессиональных групп, наций и народностей.
- Преемственность образования. Она означает построение образовательных программ на каждом этапе обучения на основе опоры на единые цели и задачи образования, их сохранность или гибкость во времени и пространстве. К примеру, преемственность является важным условием реализации дошкольного и начального школьного этапов образования.
- Индивидуализация образования. Она предполагает учет потребностей каждого участниками образовательной деятельности, их временное и пространственное распределение.
Педагогический аспект непрерывного образования связан с создание в образовательном пространстве условий для развитие у каждой личности стремления к познанию, самопознанию, к саморазвитию и самосовершенствованию. Это должно стать высшей ценностью человека –познавать себя и окружающих в течение всей своей жизни, развиваться и совершенствоваться. Таким образом, непрерывное образование как педагогическая проблема, связано с выстраиванием системы образования через всю жизнь.
Современное общество требует создания универсальной личности, наделенной навыки самопознания и саморазвития, способной принимать решения, нести за них ответственность, планировать, развиваться и выполнять универсальную деятельность.
Непрерывное образование опирается на связь разных уровней и этапов обучения: дошкольное, начальное школьное, среднее образование, обучение в старшей школе, профессиональное образование. На сегодняшний день наблюдается проблема реализации преемственности в образовании, что, в свою очередь, затрудняет последовательность личностного развития и усложняет ее поступательное социальное становление. Именно преемственность обеспечивает непрерывность образования.
Рисунок 2. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущность непрерывного образования заключается в сохранении достигнутого уровня социального, духовного, нравственного, этического, эстетического, физиологического уровня развития личности посредством его изменений.
Таким образом, непрерывное образование является и социальной и педагогической проблемой современного общества. Общество активно развивается. Век информации и научного прогресса требует постоянного развития профессиональных специалистов всех областей. Это ставит перед образовательной системой задачу выпуска универсальных специалистов, испытывающих потребность и желание развиваться и совершенствоваться, повышать свой профессиональный и квалификационный уровень, адаптироваться к новым условиям общества и его потребностям.