Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Непрерывное образование как социальная и педагогическая проблема

Определение 1

Непрерывное образование – это обучение человека на протяжении всей жизни, ориентированное на его всестороннее развитие, профессиональный рост и социальное развитие.

Непрерывное образование выступает актуальной проблемой современного образовательного пространства. Оно требует наличия определенных условий, обеспечивающих формирование у личности потребности в получении знаний и навыков.

Непрерывное образование является самообразованием личности и требует воспитания потребности в нем. Потому, сегодняшняя система образования ориентирована на воспитание потребности в самообразовании у каждого учащегося, желании расширять и совершенствовать свои профессиональные и бытовые знания и навыки, расширять кругозор и углублять свои познавательные способности, а также активно развивать свой творческий потенциал.

Непрерывное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Непрерывное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Непрерывное образование сегодня является актуальной проблемой педагогики и социальной сферы. Его социальная значимость обусловлена социальной ролью образования и его воздействием на все сферы общества и социальный прогресс.

Социальный аспект непрерывного образования

Непрерывное образование рассматривается как процесс социального становления, развития и совершенствования личности. Такое рассмотрение данного процесса обусловлено необходимостью отражения социальной значимости образования и выделения непрерывного образования в качестве ведущей социальной проблемы на современном этапе развития общества.

Сущность социального аспекта непрерывного образования заключается в следующих этапах социального развития личности:

«Непрерывное образование как социальная и педагогическая проблема» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Социальное развитие с рождения ребенка до его поступления в школу.
  2. Школьный период обучения и обучение по профессиональному профилю.
  3. Период трудовой деятельности.
  4. Период прекращения трудовой деятельности, т.е. с момента выхода на пенсию до смерти.

Данные социальные стадии развития личности соответствуют этапам детства, молодости, зрелости и старости личности. Кроме того, в социальном развитии выделяют подэтапы: ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, профессиональная зрелость, после трудовой этап развития личности.

Связь между социальным становлением личности и образованием отражает его социальное предназначение. На каждом социальном этапе развития личности образование имеет свои особенности, реализуется в определенных формах и определенными методами. Их выбор зависит от психологических параметров личностного развития и потребностей социальной среды, предъявляемых к конкретной личности определенного возраста.

Если рассматривать социальный аспект непрерывного образования, то можно отразить его социальную роль, включить в его структуру социально значимые элементы. Таковыми могут быть:

  • Семейное образование;
  • Образование в трудовых коллективах;
  • Образование в социальных организациях;
  • Образование в культурных и просветительских центрах.

Как социальная проблема, непрерывное образование опирается на следующие направления:

  • Просвещение;
  • Обучение;
  • Воспитание.

Иными словами, непрерывное образование выступает комплексным процессом, связывающим просвещение, воспитание и обучение личности в течение всей жизнедеятельности.

При проектировании образования учитываются возрастные этапы социального развития личности, а также индивидуальные особенности всех участников образовательной деятельности.

Педагогический аспект непрерывного образования

Будучи важной педагогической проблемой современной педагогической науки, непрерывное образование характеризуется следующими чертами:

  1. Всеохватность образования, т.е. образование касается всего населения, затрагивает представителей всех возрастов, демографических и профессиональных групп, наций и народностей.
  2. Преемственность образования. Она означает построение образовательных программ на каждом этапе обучения на основе опоры на единые цели и задачи образования, их сохранность или гибкость во времени и пространстве. К примеру, преемственность является важным условием реализации дошкольного и начального школьного этапов образования.
  3. Индивидуализация образования. Она предполагает учет потребностей каждого участниками образовательной деятельности, их временное и пространственное распределение.

Педагогический аспект непрерывного образования связан с создание в образовательном пространстве условий для развитие у каждой личности стремления к познанию, самопознанию, к саморазвитию и самосовершенствованию. Это должно стать высшей ценностью человека –познавать себя и окружающих в течение всей своей жизни, развиваться и совершенствоваться. Таким образом, непрерывное образование как педагогическая проблема, связано с выстраиванием системы образования через всю жизнь.

Современное общество требует создания универсальной личности, наделенной навыки самопознания и саморазвития, способной принимать решения, нести за них ответственность, планировать, развиваться и выполнять универсальную деятельность.

Непрерывное образование опирается на связь разных уровней и этапов обучения: дошкольное, начальное школьное, среднее образование, обучение в старшей школе, профессиональное образование. На сегодняшний день наблюдается проблема реализации преемственности в образовании, что, в свою очередь, затрудняет последовательность личностного развития и усложняет ее поступательное социальное становление. Именно преемственность обеспечивает непрерывность образования.

Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сущность непрерывного образования заключается в сохранении достигнутого уровня социального, духовного, нравственного, этического, эстетического, физиологического уровня развития личности посредством его изменений.

Таким образом, непрерывное образование является и социальной и педагогической проблемой современного общества. Общество активно развивается. Век информации и научного прогресса требует постоянного развития профессиональных специалистов всех областей. Это ставит перед образовательной системой задачу выпуска универсальных специалистов, испытывающих потребность и желание развиваться и совершенствоваться, повышать свой профессиональный и квалификационный уровень, адаптироваться к новым условиям общества и его потребностям.

Дата последнего обновления статьи: 13.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot