Подход к организации современного урока
На сегодняшний день появилась масса новых требований к человеку и образованию. Современные дети сильно отличаются от тех, для которых была разработана действующая сегодня образовательная система. Наибольшие изменения коснулись социальной ситуации развития детей в современном мире:
- резкий рост информированности детей;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- у детей не сформированы произвольное поведение, мотивационная сфера, разные типы мышления;
- у детей ограничен объем общения со сверстниками.
Все актуальнее в образовательной деятельности становятся методы и приемы, формирующие умение самостоятельной добычи знаний, сбора необходимой информации, выдвижения гипотез, формулировки выводов и умозаключений. Это значит, что у современного ученика должны быть сформированы УУД, которые обеспечат способность организовывать самостоятельную учебную деятельность.
Школа превращается не просто в источник информации, а и учит детей учиться. Учитель становится не проводником знаний, а личностью, обучающую способам творческой деятельности, направленным на самостоятельное приобретение и усвоение новой информации.
Для управления современным учебным процессом учащемуся необходимо уметь:
- планировать;
- организовывать;
- реализовывать;
- контролировать;
- корректировать;
- анализировать.
В современных школах тему урока формулируют сами учащиеся, так же, как и его цель и задачи, после определения границ знания и незнания. Планирование деятельности осуществляют также учащиеся, отталкиваясь от намеченной цели, после чего начинают осуществлять учебные действия, как индивидуально, так и в группах. Ученики методами самоконтроля и взаимоконтроля проводят проверку знаний, давая оценку деятельности по ее результатам. После проведения рефлексии, учащиеся самостоятельно выбирают домашнее задание из предложенных учителем, в зависимости от уровня своих знаний и умений.
Подготовка современного урока
Все учителя знают основные этапы проектирования современного урока:
- определить цель и задачи;
- отобрать содержание учебного материала;
- подобрать методы и приемы обучения;
- определить формы организации деятельности учеников;
- подобрать материал для домашней работы учеников;
- определить способы контроля;
- продумать место, время на уроке для оценки деятельности учеников;
- подобрать вопросы для подведения итога урока.
В условиях современного образования технологический процесс подготовки современного урока основан на необходимости получить новые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Для этого педагогу необходимо найти оптимальное изложение содержания и выбрать методы обучения.
Рациональная структура урока обеспечивается:
- комплексным планированием задач обучения, развития и воспитания;
- выделением в содержании урока и темы главного и существенного;
- определением целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления и домашнего задания;
- выбором наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
- применением дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Большую часть времени следует посвящать изучению нового материала. Чтобы новый материал прочнее усвоился, необходимо поместить его в зону ближайшего развития, привязать к старому и знакомому, которое можно вспомнить перед объяснением. Это дает название первой части урока – актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Контрольная функция урока совсем не его самоцель, она становится постоянной обратной связью. Затем проводят закрепление в формате повторения и применения знаний. Все это и формирует оптимальную систему комбинированного урока, который наиболее коротким путем приведет учеников к цели.
Подготовка учителя к уроку
Качество любого урока зависит от тщательности подготовки учителя к этому уроку. Схематично процесс подготовки можно представить несколькими этапами:
- 1 этап – изучить учебную программу. Эту работу выполняют обычно при подготовке к началу учебного года. Особое внимание уделяют основным целям и задачам учебного предмета, а также целям и задачам, которые ставятся перед каждой учебной темой;
- 2 этап – изучить методическую литературу. После изучения каждой учебной темы по программе, учитель должен посмотреть соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы. В тематическом плане предусматривается наиболее важное и значимое – разбивка материала по урокам, логические связи частей материала, календарные сроки проведения уроков;
- 3 этап – изучить материал конкретного урока в стабильном учебнике. При изучении учебника, учителю нужно мысленно соотносить характер и логику изложения в нем учебного материала и достигнутого уровня подготовки и уровня развития своих учеников. Особенное внимание следует уделить доступности изложения учебного материала;
- 4 этап – изучить и подготовить имеющиеся в школе средства обучения по теме урока. Особое внимание при этом уделяется наличию в программе демонстрационных и лабораторных работ. Техника и методика их постановки должна быть тщательно отработана;
- 5 этап – разработать план урока, то есть конечный результат подготовительной работы учителя к проведения урока. План составляется с опорой на тематический план, учитывая реальное продвижение в изучении темы.
Основная дидактическая структура урока должна быть отображена планом-конспектом урока и его технологической картой. В нее включены как статичные элемент, не изменяемые в зависимости от типа урока, так и динамичные, имеющие более гибкую структуру.
Технологическая карта урока представляет новый тип методической продукции, которая обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достигнуть планируемые результаты освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.