Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование логико-смысловых моделей в преподавании русского языка

Логико-смысловая модель в обучении

Современная социокультурная ситуация диктует изменения в формах и методах языкового образования. Исследователи отмечают рост визуальной составляющей в мышлении современных подростков, отмечают затруднения в образовании отвлеченных понятий, установлении логических связей между понятиями и явлениями. Между тем в практике обучения господствуют вербальные методы, что еще больше усугубляет трудности в освоении учебного материала.

В этой ситуации особое значение приобретают различные формы знаково-символического опосредования деятельности детей, направленные на адаптацию учебного материала к особенностям ментальных процессов современного ученика.

Определение 1

Логико-смысловая модель представляет собой языковое содержание (правило, языковой факт, норму), которое описывается через систему признаков, свойств, многомерных «координат», ориентирующих на использование языка в речи.

В основе формирования логико-смысловых моделей лежат следующие принципы:

  1. Наглядность, обеспечивающая визуальную поддержку в процессе усвоения учебного материала.
  2. Универсальность: моделирование может использоваться применительно к любому языковому содержанию.
  3. Многомерность: модель охватывает разные стороны языкового явления.
  4. Программируемость: модель задает свойства изучаемых языковых объектов, прогнозирует их поведение в разных контекстах.
  5. Аналитико-синтетический характер: модели построены на основе расчленения объекта на оставляющие его элементы, свойства, признаки, а также последующего их объединения на основе принципов системности и единства функционирования.

Использование логико-смысловых моделей в преподавании русского языка

Регулярное использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка не только способствует запоминанию учебного материала, но и меняет принципы мышления, делая его системным, приучая детей к аналитической работе, структурированию знаний, установлению между ними связей и отношений.

«Использование логико-смысловых моделей в преподавании русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Внедрение логико-смысловых моделей в преподавание русского языка осуществляется поэтапно. Главная задача учителя – через моделирование как инструмент учебно-познавательной деятельности развить у детей навыки рациональной работы с информацией. Эта деятельность включает ряд этапов:

  1. На первом этапе ученики работают с готовыми логико-смысловыми моделями, предложенными учителем. Задача этого этапа – показать эффективность модели, научить использовать ее как опорное средство при работе с темой.
  2. Следующий этап – внедрение в урок элементов логико-смыслового моделирования для обучения учеников этому виду деятельности.
  3. Завершающий этап связан с использованием технологии на уроках в качестве инструмента работы с информацией.

Логико-смысловые модели представляют собой систему координат, содержащую несколько осей. В центре находится ключевое понятие (тема), с которым работают ученики. На концах осей располагаются опорные подтемы, связанные понятия, относящиеся к основной теме модели. На каждой оси выделяются опорные «узлы», которые символизируют отдельные свойства и признаки, расположенные по степени возрастания их значимости.

Например, логико-смысловая модель «Имя существительное» представлена 8 осями:

  1. Общее значение: в качестве опорных точек выделяются три вида общего значения: предметности, опредемеченного признака и опредмеченного действия.
  2. Вопросы: опорные узлы содержат вопросы имен существительных.
  3. Постоянные морфологические признаки: опорные узлы включают категорию одушевленности, деление на собственные и нарицательные имена, род.
  4. Непостоянные морфологические признаки: опорные узлы – падежи и числа.
  5. Роль в предложении: опорные узлы – все варианты синтаксической реализации существительных.
  6. Разряды: деление на лексико-семантические классы (единичные, собирательные; собственные / нарицательные и проч.).
  7. Род: информация о трех родах, существительных, не имеющих формы рода.
  8. Склонение: опорные узлы – три склонения существительных, разносклоняемые имена, существительные на –ие, -ий, -ия, а также несклоняемые имена.

Подобная логико-смысловая модель способствует систематизации сведений об имени существительном, вырабатывая аналитический взгляд на эту часть речи и ее признаки. В то же время она обладает прогностической силой относительно всех имен существительных: любое из них будет характеризоваться признаками, отмеченными на схеме.

В силу особенностей логико-смысловых моделей наиболее целесообразно использовать на следующих этапах урока:

  1. На этапе открытия нового знания для структурирования информации.
  2. На этапе закрепления для более прочного усвоения алгоритмов, способов действия.
  3. На этапе повторения и обобщения для систематизации материала, структурирования знаний.

Преимуществом внедрения логико-смысловых моделей в процесс преподавания является то, что они стимулируют самостоятельность, активизируют познавательную деятельность учеников, помогая им освоить алгоритмы учебной деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot