Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование образовательной среды ДОУ

Образование детей на современном этапе развития общества невозможно без моделирования образовательной среды.

Определение 1

Образовательная среда – это тщательно организованная сфера деятельности ребенка, в которой созданы все условия для его полноценного обучения и развития.

Создание образовательной среды является необходимым требованием, установленным ФГОС ДО. При этом предполагается не разработка чего-то нового, а именно моделирование условий образовательной среды т.е. видоизменение ее сферы в текущих условиях.

Определение 2

Моделирование – это исследовательская работа, ориентированная на создание образа желаемого результата той или иной деятельности, с определенными признаками, параметрами и особенностями.

Образовательная среда ДОУ строится путем создания предметно-пространственной сферы деятельности детей. Эта среда формируется таким образом, что ребенок сам проявляет инициативность в своем развитии, а педагог помогает в моделировании ее, создавая комфортные условия для деятельности детей, предоставляя необходимое оборудование и средства реализации этой деятельности.

<a href=Модель предметно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Модель предметно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Роль педагога в моделировании образовательной среды ДОУ

Моделирование образовательной среды в ДОУ необходимо для создания оптимальных условий для обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Оно невозможно без активного участия в нем взрослого, а именно человека, знающего специфику организации педагогического процесса, особенности возрастного развития дошкольников т.е. педагога.

«Моделирование образовательной среды ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагог должен обладать навыками и способностями к моделированию образовательной среды, с учетом следующих параметров:

  1. Образовательная программа должна быть ориентирована на особенности психического развития дошкольников и реализацию задач в данном направлении.
  2. Региональный элемент воспитания и обучения должен содержаться в образовательной программе ДОУ.
  3. Образовательная среда должна быть нацелена на решение проблем и удовлетворение потребностей конкретного образовательного заведения, с учетом интересов, потребностей и особенностей развития каждого ребенка.

В процессе образования происходит взаимодействие и взаимовлияние деятельности детей и педагога. Если педагог оказывает активное воздействие на развитие каждого ребенка, определяет его участие в тех или иных сферах и направлениях деятельности, то ребенок оказывает воздействие на деятельность педагога, способствуя ее совершенствованию и развитию: педагог ищет новые формы и способы, методы и технологии обучения и воспитания, исходя их индивидуальных свойств каждого учащегося. В результате моделирования образовательной среды происходит рост и развитие учащегося, а также профессиональный рост, повышение мастерства педагога.

Эффективное моделирование образовательной среды возможно за счет непрерывного самообразования педагога. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки, проходить курсы повышения квалификации, обмениваться передовым педагогическим опытом, заниматься исследовательской деятельностью.

Условия моделирования предметно-пространственной среды

Моделирование образовательной среды ДОУ должно происходить таким образом, чтобы создать в дошкольном учреждении эффективную развивающую среду, ориентированную на решение первостепенных образовательных задач. В этой связи предметно-пространственная среда должна быть:

  1. Содержательной. Это означает, что она должна находится в соответствии с программой обучения, ее содержанием и спецификой, а также с возрастом обучающихся;
  2. Модифицируемой. Это значит, что ее можно изменить в любой момент, преобразовать под меняющиеся условия образования, интересы и потребности детей;
  3. Многофункциональной. Это значит, что все предметы и объекты среды могут иметь вариативное применение, в зависимости от направления деятельности детей и этапа их развития;
  4. Доступной. Это означает свободное использование детьми всех предметов и объектов, входящих в предметно-пространственную среду;
  5. Безопасной. Это значит, что все предметы и объекты среды могут быть спокойно использованы детьми, без нанесения вреда их здоровью и развитию;
  6. Изменчивой. Это значит, что среда имеет большое количество предметов, которые ребенок может свободно использовать, подбирая их к различным видам своей деятельности. При этом, игрушки и иные предметы должны обновляться и расширяться в своем составе.

Требования ФГОС к организации предметно-пространственной среды требуют в ее построении ориентации на развитие индивидуальности каждого ребенка. Она позволяет каждому воспитаннику заниматься любимым делом, активизировав его познавательную активность, интересы, потребности и склонности.

Принципы моделирования образовательной среды ДОУ

Основными принципами моделирования образовательной среды дошкольного учреждения являются:

  1. Принцип гибкости и управляемости среды. Он означает создание условий для развития творческой инициативы детей, а также формирование дидактических возможностей для педагогов, чтобы активизировать деятельность учащихся и вовлечь их в учебно-воспитательный процесс;
  2. Принцип самостоятельности и творчества. Он предполагает возможность преобразования детьми предметной среды, активизацию творческих направлений деятельности в ней. Учащиеся должны стремиться к проявлению активности во время взаимодействия с предметно-развивающей средой ДОУ, а также развивать навыки творческого, нестандартного подхода к решению задач и проблем, находить креативные методы взаимодействия с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности;
  3. Принцип индивидуальности. Он означает, что образовательная среда должна быть смоделирована с учетом интересов, потребностей, стремлений, особенности индивидуального развития каждого ребенка. Образовательная среда должна дать детям возможность сформировать положительное мнение о собственном «Я», помочь развитию их природного потенциала и раскрыть таланты, а также сделать обучение качественным и целенаправленным.
Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot