Образование детей на современном этапе развития общества невозможно без моделирования образовательной среды.
Образовательная среда – это тщательно организованная сфера деятельности ребенка, в которой созданы все условия для его полноценного обучения и развития.
Создание образовательной среды является необходимым требованием, установленным ФГОС ДО. При этом предполагается не разработка чего-то нового, а именно моделирование условий образовательной среды т.е. видоизменение ее сферы в текущих условиях.
Моделирование – это исследовательская работа, ориентированная на создание образа желаемого результата той или иной деятельности, с определенными признаками, параметрами и особенностями.
Образовательная среда ДОУ строится путем создания предметно-пространственной сферы деятельности детей. Эта среда формируется таким образом, что ребенок сам проявляет инициативность в своем развитии, а педагог помогает в моделировании ее, создавая комфортные условия для деятельности детей, предоставляя необходимое оборудование и средства реализации этой деятельности.
Модель предметно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Модель предметно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Роль педагога в моделировании образовательной среды ДОУ
Моделирование образовательной среды в ДОУ необходимо для создания оптимальных условий для обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Оно невозможно без активного участия в нем взрослого, а именно человека, знающего специфику организации педагогического процесса, особенности возрастного развития дошкольников т.е. педагога.
Педагог должен обладать навыками и способностями к моделированию образовательной среды, с учетом следующих параметров:
- Образовательная программа должна быть ориентирована на особенности психического развития дошкольников и реализацию задач в данном направлении.
- Региональный элемент воспитания и обучения должен содержаться в образовательной программе ДОУ.
- Образовательная среда должна быть нацелена на решение проблем и удовлетворение потребностей конкретного образовательного заведения, с учетом интересов, потребностей и особенностей развития каждого ребенка.
В процессе образования происходит взаимодействие и взаимовлияние деятельности детей и педагога. Если педагог оказывает активное воздействие на развитие каждого ребенка, определяет его участие в тех или иных сферах и направлениях деятельности, то ребенок оказывает воздействие на деятельность педагога, способствуя ее совершенствованию и развитию: педагог ищет новые формы и способы, методы и технологии обучения и воспитания, исходя их индивидуальных свойств каждого учащегося. В результате моделирования образовательной среды происходит рост и развитие учащегося, а также профессиональный рост, повышение мастерства педагога.
Эффективное моделирование образовательной среды возможно за счет непрерывного самообразования педагога. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки, проходить курсы повышения квалификации, обмениваться передовым педагогическим опытом, заниматься исследовательской деятельностью.
Условия моделирования предметно-пространственной среды
Моделирование образовательной среды ДОУ должно происходить таким образом, чтобы создать в дошкольном учреждении эффективную развивающую среду, ориентированную на решение первостепенных образовательных задач. В этой связи предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательной. Это означает, что она должна находится в соответствии с программой обучения, ее содержанием и спецификой, а также с возрастом обучающихся;
- Модифицируемой. Это значит, что ее можно изменить в любой момент, преобразовать под меняющиеся условия образования, интересы и потребности детей;
- Многофункциональной. Это значит, что все предметы и объекты среды могут иметь вариативное применение, в зависимости от направления деятельности детей и этапа их развития;
- Доступной. Это означает свободное использование детьми всех предметов и объектов, входящих в предметно-пространственную среду;
- Безопасной. Это значит, что все предметы и объекты среды могут быть спокойно использованы детьми, без нанесения вреда их здоровью и развитию;
- Изменчивой. Это значит, что среда имеет большое количество предметов, которые ребенок может свободно использовать, подбирая их к различным видам своей деятельности. При этом, игрушки и иные предметы должны обновляться и расширяться в своем составе.
Требования ФГОС к организации предметно-пространственной среды требуют в ее построении ориентации на развитие индивидуальности каждого ребенка. Она позволяет каждому воспитаннику заниматься любимым делом, активизировав его познавательную активность, интересы, потребности и склонности.
Принципы моделирования образовательной среды ДОУ
Основными принципами моделирования образовательной среды дошкольного учреждения являются:
- Принцип гибкости и управляемости среды. Он означает создание условий для развития творческой инициативы детей, а также формирование дидактических возможностей для педагогов, чтобы активизировать деятельность учащихся и вовлечь их в учебно-воспитательный процесс;
- Принцип самостоятельности и творчества. Он предполагает возможность преобразования детьми предметной среды, активизацию творческих направлений деятельности в ней. Учащиеся должны стремиться к проявлению активности во время взаимодействия с предметно-развивающей средой ДОУ, а также развивать навыки творческого, нестандартного подхода к решению задач и проблем, находить креативные методы взаимодействия с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности;
- Принцип индивидуальности. Он означает, что образовательная среда должна быть смоделирована с учетом интересов, потребностей, стремлений, особенности индивидуального развития каждого ребенка. Образовательная среда должна дать детям возможность сформировать положительное мнение о собственном «Я», помочь развитию их природного потенциала и раскрыть таланты, а также сделать обучение качественным и целенаправленным.