Задачи государственной политики в области управления образованием
Методы управления образовательным учреждением – это способы организации совместной деятельности всех участников педагогического процесса, направленные на реализацию целей, принципов, содержания управленческой деятельности.
К основным функциям методов управления относят реализацию содержания управления школой, поиск путей совершенствования этой деятельности, а также стимулирование деятельности управления, организации координации, регулирование согласованной деятельности.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повысить доступность качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация данной цели достигается через решение следующих задач:
- создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для лиц с ОВЗ и их социализацию;
- создать и развивать систему управления современными образовательными учреждениями, базирующуюся на деятельностном и компетентностном подходах в современной методологии.
Любая система управления обладает определенной структурой, включающей несколько элементов:
- субъект управления, являющийся совокупностью управляющих органов, соответствующих своим функциональным обязанностям, и осуществляющий сбор и переработку информации;
- процесс управления;
- методы управления;
- объект управления.
Особое место в системе управления отведено методам управления, так как благодаря этому может быть достигнута цель управления, осуществляется управленческая деятельность.
Методы управления образовательными учреждениями
Классификация методов управления Яшина О.А. выстроена на основании видов деятельности директора – субъекта управления, а объект управления в ней представлен образовательным учреждением, как целостной системой.
В данной классификации:
- Социально-психологические методы предполагают необходимость создать здоровый психологический климат, сформировать стиль взаимоотношений, методы стимулирования деятельности, такие как поощрение, наказание и убеждение, а также формирование системы перспектив.
- Организационно-педагогические методы предполагают процесс формирования структуры воспитательного коллектива, органов ученического самоуправления, а также организацию общественно полезной деятельности и выработку единых требований, установление твердого режима и порядка в том или ином образовательном учреждении, создание полезного свода традиций.
- Административно-хозяйственные методы предполагают расстановку кадров, издание приказов, инструкций и распоряжений, а также распределение обязанностей между всеми членами администрации, установление правил внутреннего распорядка, сюда же входит заключение хозяйственных договоров и хозрасчет.
Чалов А. выделил 4 группы методов, различая их по содержанию, направленности и организационным формам:
- Психолого-педагогическая группа методов состоит из убеждения, личного примера, поощрения, критики и самокритики.
- Социально-педагогическая группа – выдвигаются перспективные линии, организуется сотрудничество работников, единые требования, традиции, создаются ситуации критического самоанализа.
- Организационно-педагогическая группа состоит из педагогического совещания, организации профессионального общения, трудового сотрудничества и директив.
- Социально-экономическая группа – состоит из материального стимулирования, договоров, хозрасчетов, коллективного подряда.
Управленческую культуру руководителя образовательного учреждения определяет процесс использования необходимого для организации планомерного, целенаправленного образовательного процесса и количества методов управления.
Использование руководителями тех или иных методов управления зависит от особенностей взаимодействия субъектов управления разных уровней организационной структуры управляющей системы учебного заведения и предполагает необходимость:
- знать цель деятельности, одновременно представляющую знание, полученное в результате деятельности;
- знать необходимый способ деятельности для достижения цели;
- знать необходимые и возможные средства, так как деятельность всегда связана со средствами интеллектуального, практического и предметного характера;
- знать объект деятельности, так как без него нет самой деятельности.
Иными словами, использование различных эффективных методов управления способствует достижению главной цели управления любым образовательным учреждением.
Чтобы наиболее продуктивно управлять образовательным учреждением руководитель должен выбрать правильный управленческий стиль. Стиль управления представляет собой определенную систему предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности, так как стилем руководства оказывается огромное воздействие на деятельность подчиненных, а также эффективность работы организации.
На сегодняшний день наиболее значимым для руководителей образовательных учреждений является знание стилей управления, предполагающих введение в обиход управленца таких ценностей, как совместное управление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности педагогов и пр.