Организация педагогического исследования
Под исследованием в сфере педагогики понимают процесс и итог научной работы, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и разработках.
По своей направленности все психолого-педагогические исследования можно поделить на 3 самостоятельных вида:
- фундаментальные
- прикладные
- разработки
Фундаментальные исследования в качестве результата предоставляют обобщающие концепции, подводящие итоги различных теоретических и практических психолого-педагогических достижений, а также предлагающие всевозможные модели развития педагогических систем.
Прикладные исследования, как правило, нацелены на углубленное изучение частных аспектов педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
Разработки же ориентированы на объяснение и анализ конкретных научно-практических рекомендаций, в которых заложены уже известные теоретические положения.
Вне зависимости от вида, любое психолого-педагогическое исследование подразумевает определение общепризнанных методологических характеристик или так называемых рабочих понятий исследования (темы, проблемы, объекта и предмета исследования, цели и задач, гипотезы, методов и средств). Ключевыми вопросами качества исследования считается его актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость для общества и науки в целом.
В программе исследования выделяются 2 раздела: методологический и процедурный.
Первый объясняет актуальность выбранной темы, формулирует проблему, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования. Кроме того, именно здесь составляется категориальный аппарат, включающий ключевые понятия, и выдвигается рабочая гипотеза, предполагающая возможные результаты исследования. Во втором разделе раскрывается стратегический проект исследования, организуются процедуры сбора и анализа изначальных данных.
С теоретической точки зрения, значимость психолого-педагогического исследования содержится в существе концепции, получении гипотезы, выявлении закономерностей, конструировании моделей разрешения возникающих научных противоречий в области педагогике.
С практической точки зрения психолого-педагогическое исследование имеет возможность предоставления различных советов, правил и рекомендаций, касающихся конкретных педагогических ситуаций.
Все критерии качества исследования весьма динамичны, они могут изменяться в зависимости от вида исследования, его времени по получению новых знаний.
Этапы исследования
Психолого-педагогическое исследование в своем развитии проходит ряд взаимосвязанных и последовательных этапов:
- определение проблемы исследования и постановка цели;
- обозначение предмета и объекта;
- построение рабочих гипотез;
- подбор методов и средств исследования;
- непосредственное проведение исследования;
- оформление результатов;
- введение их в практику.
Определяя данные этапы, следует исходить из того, что даже самый лучший выбранный метод в отдельности может представить анализ только с одной стороны педагогического процесса. В связи с этим необходимо использовать системный подход, в соответствии с которым любое педагогическое явление рассматривается как целостная система, выделяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике, анализируются внутренние взаимосвязи исследуемого объекта.
Методы психолого-педагогического исследования
Методы психолого-педагогического исследования представляют собой способы изучения педагогических явлений и фактов, получение научной информации с целью установления их закономерностей и связи.
Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они нужны для определения задач, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов. По своей сущности данные методы предполагают работу с различными текстами: формирование библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. Все это позволяет выделить отличительные черты и качества педагогических явлений.
Вторая группа методов - методы исследования педагогического опыта или эмпирические методы. Они употребляются для изучения как современного инноваторского педагогического опыта, так и для изучения деятельности рядовых учителей. Значимы они тем, что позволяют выявить настоящие противоречия педагогического процесса. Среди данных методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, исследование различных работ учащихся, а также изучение педагогической документации.
Особую роль в психолого-педагогических исследованиях играет эксперимент, имеющий цель изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях и подразумевающий опытное моделирование педагогического действия.
Кроме того, зачастую применяются математические и статистические методы для обработки вновь приобретенных данных. Они позволяют оценить результаты эксперимента, увеличивают надежность выводов, предоставляют основания для теоретических обобщений. Наиболее популярными среди математических методов, использующихся в педагогике, считаются регистрация, ранжирование и шкалирование. Статистические же методы ориентируются в направлении изучаемого объекта, определяют возможные отклонения и коэффициенты их разновидностей, устанавливают количеcтвенные зависимости между изучаемыми явлениями.
Для сбора педагогического материала могут также применяться психофизиологические методы и методики, касающиеся фиксации протекания физиологических процессов. Они позволяют судить о глубине переживаний ребенка, производительности оказываемых на него педагогических воздействий.