Методика профессионального обучения как научная отрасль
Методика профессионального обучения – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием вопросов организации профессионального обучения и подготовки специалистов разных направлений деятельности и разработкой методов и технологий профессионального обучения.
Поскольку, методика профессионального обучения является научной отраслью, то она имеет объект и предмет исследования.
Объектом исследования методики профессионального обучения является процесс образования, реализуемый в учреждениях профессионального обучения и ориентированный на подготовку специалистов, профессионалов в разных сферах и направлениях деятельности.
Предметом исследования методики профессионального обучения выступают основы профессионального обучения и методика преподавания профессиональных знаний и навыков.
Овладение методикой профессионального обучения необходимо каждому педагогу, работающему в системе профессионального образования. Она содержит методические основы организации процесса профессионального обучения, определяет закономерности его реализации и принципы построения преподавания в системе среднего профессионального и высшего образования.
Методика профессионального обучения является не только отраслью педагогики, но и учебной дисциплиной, включенной в программу профессионального обучения педагогов. Ее освоение ориентировано на подготовку педагогов к работе в системе профессионального образования. Педагог осваивает способы организации педагогического процесса в системе профессионального образования, принципы его функционирования и методологию деятельности педагога в части построения взаимодействия со всеми участниками процесса профессионального обучения.
Методика профессионального обучения, как научная отрасль, базируется на «трех китах»:
- Как обучать? Ответ на этот вопрос отражает методы и приемы организации профессионального обучения т.е. какими способами возможна передача профессиональных знаний и их преобразование в профессиональные навыки деятельности. Здесь рассматриваются средства, используемые в профессиональном обучении, технологии и приемы, лежащие в основе педагогического процесса.
- Зачем обучать? Ответ на этот вопрос предполагает постановку цели профессионального обучения и разработку его содержания. Профессиональное обучение ориентировано на формирование конкретных профессиональных знаний и навыков в той или иной области деятельности. данная цель определяет специфику содержания образовательной программы по выбранному направлению профессионального обучения.
- Чему обучать? Данный вопрос вытекает из предыдущего и является следствием ответа на вопрос: «зачем обучать?». Когда учащийся выбирает профессиональную сферу деятельности, то берет на себя обязательства в освоение основ деятельности специалиста данной сферы. Предполагается освоение конкретных знаний и навыков деятельности, которые потребуются будущему специалисту для выполнения своих профессиональных обязанностей.
Ответы на данные вопросы и составляют методику профессионального обучения. Она отражает возможности эффективной организации профессионального обучения с минимальными ресурсными затратами.
Методика профессионального обучения занимается исследованием факторов, которые оказывают воздействие на качество профессионального образования и повышают его эффективность.
Субъектами методики профессионального обучения выступают педагоги и учащиеся, ориентированные на получение педагогического профессионального образования. Субъекты занимаются разработкой методических основ профессионального обучения.
Особенности методики профессионального образования
Методика профессионального образования является научной отраслью педагогик. Именно этим и обусловлены ее особенности, которые отличают данную методику от общей методики преподавания.
Основными особенностями методики профессионального образования являются:
- Интегративное сочетание разных научных основ, лежащих в основе методики профессионального образования. Методика базируется на сочетании педагогического научного знания с иными научными областями: технические науки, экономика, сельское хозяйство, туризм и др. Это обуславливает развитие связей и зависимостей между методикой профессионального образования и иными науками. Эти связи могут носить прямой и опосредованный характер;
- Выход методики профессионального образования за рамки одной учебной дисциплины. Методика ориентирована на подготовку специалистов для разных областей и направлений деятельности. Учащиеся должны быть готовы к профессиональной деятельности в конкретной сфере;
- В основе методики профессионального образования лежат дидактические принципы, закономерности организации педагогической деятельности и основы производственного процесса;
- Обширная функциональная роль в образовательном процессе. Методика профессионального обучения охватывает основы теоретического познания и развития навыков производственной деятельности;
- Методика профессионального образования развивается в соответствии с тенденциями развития науки и производственной сферы деятельности. Она находится в тесной связи с социально-экономическим развитием общества и ориентирована на удовлетворение его потребностей в создании профессионалов в разных сферах и направлениях деятельности. Это отражается на формах, методах и технологиях профессионального обучения.
Методическая деятельность педагога
Методическая деятельность – это вид профессиональной педагогической деятельности, связанной с разработкой основ профессионального обучения, закономерностей организации педагогического процесса в системе профессионального образования.
Методическая деятельность нацелена на обслуживание практики обучения. Она связана с разработкой основ формирования профессиональных знаний и навыков. В этой связи, предметом методической деятельности выступают приемы, способы, методы регулирования процесса получения знаний и формирования навыков в той или иной сфере профессиональной деятельности.
Педагоги занимаются методическими разработками и их внедрением в педагогическую практику.
В результате методической деятельности осуществляется:
- Формирование учебного материала в различных формах.
- Разрабатываются методы обучения специалистов различных профессиональных областей.
- Разрабатываются учебные программы и обучающие курсы.
- Формируются алгоритмы решения конкретных педагогических задач.