Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика профессионального образования

Методика профессионального обучения как научная отрасль

Определение 1

Методика профессионального обучения – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием вопросов организации профессионального обучения и подготовки специалистов разных направлений деятельности и разработкой методов и технологий профессионального обучения.

Поскольку, методика профессионального обучения является научной отраслью, то она имеет объект и предмет исследования.

Объектом исследования методики профессионального обучения является процесс образования, реализуемый в учреждениях профессионального обучения и ориентированный на подготовку специалистов, профессионалов в разных сферах и направлениях деятельности.

Предметом исследования методики профессионального обучения выступают основы профессионального обучения и методика преподавания профессиональных знаний и навыков.

Овладение методикой профессионального обучения необходимо каждому педагогу, работающему в системе профессионального образования. Она содержит методические основы организации процесса профессионального обучения, определяет закономерности его реализации и принципы построения преподавания в системе среднего профессионального и высшего образования.

Методика профессионального обучения является не только отраслью педагогики, но и учебной дисциплиной, включенной в программу профессионального обучения педагогов. Ее освоение ориентировано на подготовку педагогов к работе в системе профессионального образования. Педагог осваивает способы организации педагогического процесса в системе профессионального образования, принципы его функционирования и методологию деятельности педагога в части построения взаимодействия со всеми участниками процесса профессионального обучения.

Методика профессионального обучения, как научная отрасль, базируется на «трех китах»:

  • Как обучать? Ответ на этот вопрос отражает методы и приемы организации профессионального обучения т.е. какими способами возможна передача профессиональных знаний и их преобразование в профессиональные навыки деятельности. Здесь рассматриваются средства, используемые в профессиональном обучении, технологии и приемы, лежащие в основе педагогического процесса.
  • Зачем обучать? Ответ на этот вопрос предполагает постановку цели профессионального обучения и разработку его содержания. Профессиональное обучение ориентировано на формирование конкретных профессиональных знаний и навыков в той или иной области деятельности. данная цель определяет специфику содержания образовательной программы по выбранному направлению профессионального обучения.
  • Чему обучать? Данный вопрос вытекает из предыдущего и является следствием ответа на вопрос: «зачем обучать?». Когда учащийся выбирает профессиональную сферу деятельности, то берет на себя обязательства в освоение основ деятельности специалиста данной сферы. Предполагается освоение конкретных знаний и навыков деятельности, которые потребуются будущему специалисту для выполнения своих профессиональных обязанностей.
«Методика профессионального образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ответы на данные вопросы и составляют методику профессионального обучения. Она отражает возможности эффективной организации профессионального обучения с минимальными ресурсными затратами.

Методика профессионального обучения занимается исследованием факторов, которые оказывают воздействие на качество профессионального образования и повышают его эффективность.

Субъектами методики профессионального обучения выступают педагоги и учащиеся, ориентированные на получение педагогического профессионального образования. Субъекты занимаются разработкой методических основ профессионального обучения.

Особенности методики профессионального образования

Методика профессионального образования является научной отраслью педагогик. Именно этим и обусловлены ее особенности, которые отличают данную методику от общей методики преподавания.

Основными особенностями методики профессионального образования являются:

  1. Интегративное сочетание разных научных основ, лежащих в основе методики профессионального образования. Методика базируется на сочетании педагогического научного знания с иными научными областями: технические науки, экономика, сельское хозяйство, туризм и др. Это обуславливает развитие связей и зависимостей между методикой профессионального образования и иными науками. Эти связи могут носить прямой и опосредованный характер;
  2. Выход методики профессионального образования за рамки одной учебной дисциплины. Методика ориентирована на подготовку специалистов для разных областей и направлений деятельности. Учащиеся должны быть готовы к профессиональной деятельности в конкретной сфере;
  3. В основе методики профессионального образования лежат дидактические принципы, закономерности организации педагогической деятельности и основы производственного процесса;
  4. Обширная функциональная роль в образовательном процессе. Методика профессионального обучения охватывает основы теоретического познания и развития навыков производственной деятельности;
  5. Методика профессионального образования развивается в соответствии с тенденциями развития науки и производственной сферы деятельности. Она находится в тесной связи с социально-экономическим развитием общества и ориентирована на удовлетворение его потребностей в создании профессионалов в разных сферах и направлениях деятельности. Это отражается на формах, методах и технологиях профессионального обучения.

Методическая деятельность педагога

Методическая деятельность – это вид профессиональной педагогической деятельности, связанной с разработкой основ профессионального обучения, закономерностей организации педагогического процесса в системе профессионального образования.

Методическая деятельность нацелена на обслуживание практики обучения. Она связана с разработкой основ формирования профессиональных знаний и навыков. В этой связи, предметом методической деятельности выступают приемы, способы, методы регулирования процесса получения знаний и формирования навыков в той или иной сфере профессиональной деятельности.

Педагоги занимаются методическими разработками и их внедрением в педагогическую практику.

В результате методической деятельности осуществляется:

  1. Формирование учебного материала в различных формах.
  2. Разрабатываются методы обучения специалистов различных профессиональных областей.
  3. Разрабатываются учебные программы и обучающие курсы.
  4. Формируются алгоритмы решения конкретных педагогических задач.
Дата последнего обновления статьи: 03.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot