Инвалид – это человек, который имеет стойкие нарушения здоровья, приводящие к ограничению его жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Проблема получения образования инвалидами
Результаты специальных исследований показали, что инвалиды считают получение высшего профессионального образования необходимостью. С ним они связывают возможность достижения самых важных жизненных целей и самореализации в перспективе.
Вопрос получения профессионального образования в высших учебных заведениях людьми с ограниченными возможностями здоровья весьма актуален, но эта проблема все еще далека от удовлетворительного решения. Считается, что с помощью профессионального образования инвалид получает возможность реабилитироваться, включиться в жизнь общества на равных со здоровыми людьми. Заявленный вопрос можно рассматривать с нескольких сторон научного и практического решения, включая материальный, законодательный, медицинский, педагогический и психологический аспекты.
Различные исследования данной проблематики ставят цель в виде описания особенностей формирования психологической готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к получению высшего профессионального образования. Для анализа можно использовать следующие методики:
- Анкету «Мои возможности» и «Мои ограничения»;
- Методику моделирования коммуникативного мира;
- Диагностику копинг-поведения;
- Анкету «Трудные ситуации»;
- Программу психологического воздействия «Позитивное самовоспитание и уверенное поведение».
Измерение критериев психологической готовности инвалидов необходимо проводить на начальной и завершающей стадии работы. Психологическая готовность в целом предполагает специфическое состояние внутреннего субъективного мира. Оно стимулирует деятельность личности в выбранном направлении.
Проблема готовности инвалидов к получению высшего образования
Специфическое психологическое состояние представляет собой аспект гармонизации личности, устранение противоречий с окружающей средой или блокировку данных противоречий. Оно предполагает сосредоточенность на познаваемой проблеме или постижении истины, наличие внутреннего равновесия, позитивного взгляда на жизнь, высокую концентрацию стремлений.
Содержание внутреннего мира человека часто называют субъективным. Это подчеркивает его принадлежность конкретному субъекту, который воспринимает, мыслит и переживает. Есть и еще одно обозначение для внутреннего, субъективного мира — психологический мир.
Для исследования психологических особенностей готовности инвалидов к получению высшего образования имеет значение не только содержание внутреннего мира, но и анализ переживания трудных жизненных ситуаций. Этот процесс помогает в описании тактических характеристик психологической готовности к получению профессионального образования.
Трудные ситуации могут встречаться во многих областях жизнедеятельности инвалидов:
- Физической деятельности;
- Межличностных отношениях;
- Внутриличностных переживаниях.
Результаты исследований отношения к трудностям здоровых людей отличаются от результатов исследования данного отношения со стороны инвалидов. Это отражает принятие образа жизни в условиях физического ограничения или внутреннее непринятие имеющихся ограничений (например, отсутствие готовности решать возникающие проблемы).
Исследование психологических особенностей инвалидов
Результаты исследований переживаний инвалидами собственных возможностей и ограничений способны отражать стратегические характеристики психологической готовности к получению высшего образования. Для инвалидов важно придание собственным возможностям смысла (переживание доступности, дееспособности).
Методика «копинг-поведение» позволяет получать расширенное представление о стратегиях инвалидов, которые они предпочитают использовать в преодолении трудностей. Она помогает исследовать более полно особенности с точки зрения готовности инвалида к получению высшего образования.
В когнитивной сфере рассматриваются следующие стратегии:
- Неадаптивные (смирение, игнорирование, диссимиляция, растерянность);
- Полуадаптивные (придание смысла, религиозность, относительность);
- Адаптивные (установление собственной цены, проблемный анализ).
Для инвалидов характерен диапазон расхождения между стратегиями, которые они выбирают в процессе совладания с собственными трудностями и ограничениями. Это отражает тактическую целесообразность использования стратегии, которая адекватна существующему психологическому состоянию.
Так, результаты исследований особенностей «копинг-поведения» людей с нарушениями зрения показали, что слабовидящие люди, как правило, выбирают стратегии, благодаря которым они желали бы преодолевать трудности. Тем не менее, они не совпадают со стратегиями, которые используются этими людьми в реальности.
В целом, эксперименты показали, что психологическая готовность людей с ограниченными возможностями к получению высшего профессионального образования обладает психосемантической структурой и транскоммуникативной динамикой. Диагностирование наличного состояния психологической готовности необходимо осуществлять с помощью тактических и стратегических характеристик.
До того, как абитуриенты с инвалидностью будут поступать в профессионально-образовательное учреждение, им рекомендуется пройти работу в специально организованной психотехнической группе. Она будет направлена на повышение их психологической готовности.
При проведении психотехнической группы ведущим психологам нужно ориентировать инвалидов на деятельность с их ценностно-смысловой позицией. Они должны принимать индивидуальный образ жизни и иметь позитивный эмоциональный настрой к пониманию собственного жизненного опыта. Это поможет выработать и использовать различные адаптивные стратегии для получения высшего образования.