Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности людей с инвалидностью с точки зрения их готовности к получению высшего образования

Определение 1

Инвалид – это человек, который имеет стойкие нарушения здоровья, приводящие к ограничению его жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Проблема получения образования инвалидами

Результаты специальных исследований показали, что инвалиды считают получение высшего профессионального образования необходимостью. С ним они связывают возможность достижения самых важных жизненных целей и самореализации в перспективе.

Вопрос получения профессионального образования в высших учебных заведениях людьми с ограниченными возможностями здоровья весьма актуален, но эта проблема все еще далека от удовлетворительного решения. Считается, что с помощью профессионального образования инвалид получает возможность реабилитироваться, включиться в жизнь общества на равных со здоровыми людьми. Заявленный вопрос можно рассматривать с нескольких сторон научного и практического решения, включая материальный, законодательный, медицинский, педагогический и психологический аспекты.

Различные исследования данной проблематики ставят цель в виде описания особенностей формирования психологической готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к получению высшего профессионального образования. Для анализа можно использовать следующие методики:

  • Анкету «Мои возможности» и «Мои ограничения»;
  • Методику моделирования коммуникативного мира;
  • Диагностику копинг-поведения;
  • Анкету «Трудные ситуации»;
  • Программу психологического воздействия «Позитивное самовоспитание и уверенное поведение».

Измерение критериев психологической готовности инвалидов необходимо проводить на начальной и завершающей стадии работы. Психологическая готовность в целом предполагает специфическое состояние внутреннего субъективного мира. Оно стимулирует деятельность личности в выбранном направлении.

Проблема готовности инвалидов к получению высшего образования

Специфическое психологическое состояние представляет собой аспект гармонизации личности, устранение противоречий с окружающей средой или блокировку данных противоречий. Оно предполагает сосредоточенность на познаваемой проблеме или постижении истины, наличие внутреннего равновесия, позитивного взгляда на жизнь, высокую концентрацию стремлений.

«Психологические особенности людей с инвалидностью с точки зрения их готовности к получению высшего образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание внутреннего мира человека часто называют субъективным. Это подчеркивает его принадлежность конкретному субъекту, который воспринимает, мыслит и переживает. Есть и еще одно обозначение для внутреннего, субъективного мира — психологический мир.

Для исследования психологических особенностей готовности инвалидов к получению высшего образования имеет значение не только содержание внутреннего мира, но и анализ переживания трудных жизненных ситуаций. Этот процесс помогает в описании тактических характеристик психологической готовности к получению профессионального образования.

Трудные ситуации могут встречаться во многих областях жизнедеятельности инвалидов:

  • Физической деятельности;
  • Межличностных отношениях;
  • Внутриличностных переживаниях.

Результаты исследований отношения к трудностям здоровых людей отличаются от результатов исследования данного отношения со стороны инвалидов. Это отражает принятие образа жизни в условиях физического ограничения или внутреннее непринятие имеющихся ограничений (например, отсутствие готовности решать возникающие проблемы).

Исследование психологических особенностей инвалидов

Результаты исследований переживаний инвалидами собственных возможностей и ограничений способны отражать стратегические характеристики психологической готовности к получению высшего образования. Для инвалидов важно придание собственным возможностям смысла (переживание доступности, дееспособности).

Методика «копинг-поведение» позволяет получать расширенное представление о стратегиях инвалидов, которые они предпочитают использовать в преодолении трудностей. Она помогает исследовать более полно особенности с точки зрения готовности инвалида к получению высшего образования.

В когнитивной сфере рассматриваются следующие стратегии:

  • Неадаптивные (смирение, игнорирование, диссимиляция, растерянность);
  • Полуадаптивные (придание смысла, религиозность, относительность);
  • Адаптивные (установление собственной цены, проблемный анализ).

Для инвалидов характерен диапазон расхождения между стратегиями, которые они выбирают в процессе совладания с собственными трудностями и ограничениями. Это отражает тактическую целесообразность использования стратегии, которая адекватна существующему психологическому состоянию.

Так, результаты исследований особенностей «копинг-поведения» людей с нарушениями зрения показали, что слабовидящие люди, как правило, выбирают стратегии, благодаря которым они желали бы преодолевать трудности. Тем не менее, они не совпадают со стратегиями, которые используются этими людьми в реальности.

В целом, эксперименты показали, что психологическая готовность людей с ограниченными возможностями к получению высшего профессионального образования обладает психосемантической структурой и транскоммуникативной динамикой. Диагностирование наличного состояния психологической готовности необходимо осуществлять с помощью тактических и стратегических характеристик.

До того, как абитуриенты с инвалидностью будут поступать в профессионально-образовательное учреждение, им рекомендуется пройти работу в специально организованной психотехнической группе. Она будет направлена на повышение их психологической готовности.

При проведении психотехнической группы ведущим психологам нужно ориентировать инвалидов на деятельность с их ценностно-смысловой позицией. Они должны принимать индивидуальный образ жизни и иметь позитивный эмоциональный настрой к пониманию собственного жизненного опыта. Это поможет выработать и использовать различные адаптивные стратегии для получения высшего образования.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot