Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика преподавания окружающего мира

Определение 1

Методика – это совокупность приемов и методов обучения чему-либо.

Знакомство с окружающим миром начинается с самого рождения. Ребенок слышит звуки, видит рядом людей и животных, природу и социум. Постепенно, по мере развития ребенка, его умений и осознанного восприятия, знания об окружающем мире расширяются.

Во время обучения в школе, те знания, которые имеются у ребенка об окружающем мире, приобретают научное обоснование. Они углубляются, становятся более полными и верными.

Научные знания об окружающем мире даются ребенку посредством введения в учебный процесс специальной дисциплины «Окружающий мир». Она содержит теоретические данные из различных социальных и естественных наук, предоставляя детям сведения об устройстве природы и законах ее функционирования, об обществе, его структуре, закономерностях становления и развития.

Количество информации, которая описывает устройство природы и общество очень огромно. Поэтому и была разработана такая дисциплина, позволяющая выделить основные, приоритетные сведения, охватить все значимые процессы и явления окружающего мира.

В процессе организации педагогического процесса разрабатываются специальные методики преподавания конкретных дисциплин. Они включают в себя основы преподавания того или иного предмета, его целевое назначение, объект и предмет исследования, содержание и структуру.

Методика преподавания дисциплины «Окружающий мир» - это правила организации ее преподавания и его закономерности, включающие в себя общую дидактику обучения и одновременно частную методику преподавания, в случае его организации по определенным программам и направлениям.

Целевое назначение методики преподавания дисциплины «Окружающий мир»

Целевым назначением методики преподавания «Окружающего мира» является развитие учащихся- всесторонне и гармоничное, посредством выбора необходимых для этого направлений деятельности и приемов.

«Методика преподавания окружающего мира» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Посредством определенной методики преподавания дисциплины, педагог может освоить способы донесения информации, касающейся окружающей нас действительности, до детей, с учетом их возрастной специфики ее восприятия. Методика конкретизирует приемы преподавания на разных уровнях школьного обучения. Кроме того, она позволяет выбрать альтернативные способы преподавания, в случае, если учащиеся обладают специфическими личностными характеристиками, имеют отклонения от нормального развития.

Замечание 1

Методика преподавания дисциплины «Окружающий мир» ориентируется на усвоение детьми научной информации, путем ее представления в доступной, понятной и интересной форме. Она предполагает учет детских особенностей восприятия конкретных научных данных, их возможностей к осознанию различных процессов, происходящих в природном и социальном пространстве.

Целевое назначение методики преподавания данной дисциплины достигается посредством решения ряда задач:

  1. Определение значения важности изучения естественных наук и знания истории. В данном случае требуется ответить на вопросы о цели изучения дисциплины т.е. целевое назначение изучения дисциплины конкретизируется задачами изучения естественных наук и знаниями по истории на этапе обучения в младшей школе. Методика преподавания данной дисциплины определяет важность и значимость изучения истории и законов естественных наук;
  2. Определение направлений обучения по дисциплине. Здесь необходимо дать полноценный ответ на вопрос, какие сведение должны быть донесены до учащихся, чему они должны научится по окончанию обучения. Отвечая на эти вопросы, методика преподавания дисциплины определяет метапредметное и предметное содержание дисциплины, особенности изложения учебной программы, варианты преподнесения учебного материала, а также нормативные основы преподавания, определяемые федеральными стандартами. В учет берется и состояние наук, входящих в состав дисциплины, их развитость, новизна теорий. Науки являются источником информации для данной дисциплины и составляют ее содержание, только в более адаптированной для начальной школы форме и в кратком содержании;
  3. Определение способов воспитания, развития и обучения детей, посредством дисциплины «Окружающий мир», ее содержания и средств. Методика преподавания должна быть составлена таким образом, чтобы формировать пути и приемы для координации и контроля за освоением детьми знаний об окружающем мире.

Методология преподавания дисциплины «Окружающий мир»

Методология представляет собой специальное учение о принципах, структурном устройстве, формах, приемах организации, логическом устройстве научных направлений деятельности.

Методология преподавания дисциплины «Окружающий мир» базируется на трех основаниях:

  1. Философии. Сюда входит теория диалектического материализма и концепция его познания. Это предполагает рассмотрение данной методикой процесса обучения в качестве разновидности познавательной деятельности, реализуемой путем конкретного восприятия объектов окружающего мира – природы и общества к абстрактному его осознанию, а затем к практической реализации этих знаний. Данная методика базируется на материальности мира т.е. ребенок усваивает теоретические знания о мире, который является объективным и материальным, а значит и сведения о нем также являются объективными. Кроме того, в расчет методики закладываются теории диалектики, а процесс обучения рассматривается в качестве непрерывно развивающейся динамичной системы, состоящей из совокупности компонентов: формы, методы, приемы, средства обучения.
  2. Психологии. При составлении методики преподавания данной дисциплины обязательно применяются теории детской психологии. В этой связи процесс преподавания требует обязательного учета возрастной специфики развития детей, их познавательных возможностей и эмоционального восприятия.
  3. Дидактика. Методика берет в расчет личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход в обучении. Также, учащийся рассматривается в качестве личности, которая является субъектом собственного познания. Здесь еще учитывается единство теории и практики. Процесс преподавания опирается на научные методики, приемы и способы обучения, а также на практическую работу отдельного учебного учреждения, практическую деятельность педагогов, применения ими новаторских подходов, творческих идей в процессе преподавания.
Дата последнего обновления статьи: 25.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot