Понятие и сущность методики преподавания литературы
Методика преподавания литературы – это самостоятельная наука, занимающаяся изучением процесса обучения учащихся литературе в рамках учебного предмета, а также исследованием закономерностей организации и руководством образовательным процессом.
Методика преподавания литературы — это одна их педагогических дисциплин, занимающаяся обучением детей литературе, на основании специально подобранного литературного материала и правильно организованного руководства им.
Предмет методики преподавания литературы – процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету.
Основная цель методики преподавания литературы – исследование закономерностей процесса обучения учащихся литературе, а также особенностей его организации и управления им.
Методика преподавания литературы выделилась в самостоятельную отрасль относительно недавно. Это было связано с тем, что возникла потребность детального изучения организованного воспитательно-образовательного процесса занятий по литературе. Особенно остро этот вопрос стоял для средних и старших классов. В средних классах уроки литературы проводятся все так же в рамках литературного чтения, как в начальной школе, но с некоторым углублением в изучаемый материал. В старших же классах преподавание литературы имеет историко-литературную направленность. На каждом из этапов преподавания литературы в школе, используются конкретные методы, средства и приемы воспитательно-образовательной работы. Их отбор осуществляется на основании учета возраста учащихся. Также с учетом возраста учеников осуществляется подбор литературного материала, который включает в себя определенные знания по литературе и истории.
В соответствии с методикой преподавания литературы, процесс обучения должен обязательно состоять из трех взаимосвязанных элементов:
- Учебный предмет
- Преподавательская деятельность педагога
- Учебная деятельность учащихся.
Методика преподавания литературы направлена на решение следующих проблем:
- Кого учить – субъекты процесса обучения
- Для чего необходимо учить – основная цель обучения
- Чему следует учить – система и содержание обучения
- как учить – методы и формы обучения
Успешность решения указанных проблем заключается в тщательном исследовании процесса освоения и усвоения учащимися знаний по литературе. В связи с чем, методика так же ставит и вопрос о том, как происходит процесс обучения и развития учащихся.
Методика преподавания литературы находится во взаимосвязи с некоторыми смежными дисциплинами:
- Теория обучения (дидактика) – включает в себя педагогические навыки, которыми должен обладать учитель литературы.
- Литературоведение – наука, которая занимается изучением особенностей художественной литературы, процесса её развития, а также специфику её содержания.
- Эстетика – способствует овладению учащимися навыками эстетического восприятия прекрасного, содержащегося в литературных произведениях.
- Психология – занимается исследованием закономерностей развития психики учащихся, в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями.
- Языкознание – занимается изучением особенностей языка. Язык является одним из важнейших элементов литературы.
- История – каждый учитель литературы должен обладать историческими знаниями.
Основные задачи и методы методики обучения литературе
Задачи методики обучения литературы:
- Постановка целей, в соответствии с современными требованиями, спецификой и содержанием курса литературы в средней школе.
- Исследование, разработка и введение в практику наиболее эффективных методов, средств и приемов изучение литературы, способствующих успешному усвоению изучаемого учебного материала.
- Разбор проблемных вопросов, касающихся создания оптимальных условий для усвоения учебного материала и навыков по литературе в средней школе.
- Выработка новых типов взаимодействия между педагогами и учащимися, необходимых для осуществления творческого подхода к преподаванию литературы, а также формированию у учащихся навыков самостоятельного рассуждения.
- Открытие и введение в практику преподавания литературы методов и средств, основанных на литературоведческих, дидактических и психологических знаниях и исследованиях.
Основные методы исследования в обучении литературы, являются методы:
- Метод "срезов" – направлен на осуществление массовой проверки полноты знаний учащихся, осознанности имеющихся знаний, а также умения применять их на практике. Оценка происходит посредством использования качественных и количественных критериев.
- Метод организованного и целенаправленного наблюдения – предусматривает детальное изучение хода педагогического процесса, его соответствие поставленной цели. Исследователь констатирует ход урока литературы, степень решения поставленных задач и достижение образовательной цели.
- Методы массовых опросов - направлен на выявление уровня и «крепости» знаний учащихся по пройденным ранее темам. Отрицательным моментов данного метода является то, что он не способен установит причину пробелов и неуспешности в обучении.
- Метод экспериментов – близок к методу организованного наблюдения, отличие заключается в том, что он предполагает внесение в образовательный процесс некоторых изменений, введение правил или условий. Исследованию подвергаются пути достижения общей цели урока в заданных исследователем условиях.
- Метод диссеминации - это метод, направленный на донесение идей, методов осуществления, продуктов и/или результатов опыта инновационной деятельности до учащихся и исследование путей развития литературных способностей школьников на основе информационно-коммуникационных технологий. Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах — как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект.