Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика преподавания русского языка

Понятие и сущность методики преподавания русского языка

Определение 1

Методика преподавания русского языка – это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке нескольких наук (педагогика, психология, философия, лингвистика и социальная педагогика), и определяющая принципы, методы, приемы и содержание обучения, а также закономерности усвоения знаний и умений по данному предмету.

Предмет методики преподавания русского довольно обширный и включает в себя:

  • необходимый языковой материал, который должен быть освоен учащимися для получения языковых умений;
  • деятельность педагога, направленная на отбор необходимого учебного материала и методов его «подачи» учащимся;
  • деятельность педагога по организации учебного процесса, включающего в себя не только представление учащимся необходимого учебного материала, но и проведение диагностических методик, направленных на выявление уровня знаний и умений;
  • деятельность учащихся, направленная на усвоение необходимых знаний и умений, а также выработку навыков в рамках изучаемой учебной дисциплины.

Помимо этого, в понимание предмета методики преподавания русского языка входит и ожидаемый результат обучения.

Методика направлена на изучение закономерностей формирования языковых понятий (знаний), умений и навыков в области русского языка.

Необходимо отметить, что методика, в отличие от дидактики педагогики и психологии, занимается изучением не общих закономерностей обучения русскому языку, а специфических, которые связаны с определенным языковым материалом.

Деятельность педагога и учащихся методика рассматривает как процесс взаимодействия, выраженный в совместной деятельности, которая характеризуется сотрудничеством при сохранении ведущей роли педагога.

Замечание 1

Таким образом, методика обучения русскому языку направлена на решение прикладных задач, которые включают в себя выработку эффективных методов и приемов обучения.

Цель и задачи методики

Основной целью обучения, в соответствии с методикой, является определение места учебного предмета (русского языка) в современной системе образования, выделение его значимости и необходимости для подрастающего поколения.

«Методика преподавания русского языка » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Решение образовательных задач в рамках методики преподавания русского языка осуществляется на основании подбора наиболее оптимальных средств, которые будут эффективны в использовании в рамках классно-урочной системы. Кроме того, методика учитывает строго установленное число уроков в учебном году, объем учебного материала, утвержденного программой и учебниками.

Методика подразумевает использование всех средств и приемов преподавания, как специфических, так и общих (учебники, тетради, доска, компьютерные средства и т.д.). Все они используются не по отдельности, а комплексно.

Методика направлена на решение следующих задач:

  1. Зачем необходимо изучать русский язык – включает в себя постановку целей и задач обучения.
  2. Чему следует учить – раскрывает содержание обучения, обоснованность разработанной программы, использования конкретных учебников и рабочих тетрадей, пособий.
  3. Как необходимо учить – включает в себя разработку методов и приемов обучения, структуру урока и цикла учебного предмета, учебного оборудования и методических пособий.
  4. Как осуществлять контроль за усвоением учебного материала – определение основных методов контроля и критериев оценки.

В содержания обучения русскому языку, в соответствии с методикой преподавания, входят:

  1. Выбор педагогом конкретной научной концепции, на которую в дальнейшем будет опираться весь организованный им образовательный процесс.
  2. Подбор достаточного и необходимого терминологического и понятийного аппарата.
  3. Четкое определение круга знаний, умений и навыков, которым должен овладеть каждый учащийся по итогу изучения учебной дисциплины.

Необходимо так же отметить, что методы обучения, которые входят в методику преподавания, направлены не только на непосредственное обучение, но и на разработку эффективных организационных средств и форм обучения.

В настоящее время методика преподавания русского языка находится в тесной взаимосвязи с психологией, философией, лингвистикой и педагогикой.

Этапы развития методики

Основные этапы развития методики преподавания русского языка принято отмечать по вышедшим знаменательным для методики учебникам и пособиям.

Этапы становления и развития методики преподавания русского языка:

  1. Выход первого печатного учебника по русскому языку – «Азбука», автор Иван Федоров (1574 год). «Азбука» содержала 45 букв кирилловского алфавита, разделы по орфографии, грамматике и элементы просодии.
  2. Выход первого методического пособия (1783 год), автор Ф.И. Янкович-де-Мириево, один из известнейших русских педагогов. Пособие называлось «Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи».
  3. Становление методики преподавания русского языка (1844 год). Толчком для данного события послужило появление книги ученого лингвиста, историка и педагога Ф.И. Буслаева «О преподавании русского языка». В своем труде Ф.И. Буслаев призывает учить русский язык, так как он развивает у человека духовность. Изучение необходимо осуществлять на основании специально разработанной «методы». Первая методика была разработана самим Ф.И. Буслаевым, она опиралась на анализ народного фольклора и художественной литературы. Обучение предполагало комплексное освоение чтения, устной и письменной речи.
  4. Создание В.Г. Белинским учебника по русскому языку, а также издание ряда трудов, в которых он выступал против формального подхода к преподаванию русского языка. Важным В.Г. Белинский считал направленность обучения на развитие у каждого учащегося высокой речевой культуры.
  5. Вклад в развитие методики, такими учеными как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Их труды были направлены на совершенствование методики обучения чтению и письму, формированию у детей правильной речи, воспитание культурной и мыслящей личности.
  6. Конец XIX - начало XX в. – это период расцвета методики. К этому времени целая плеяда авторов работает над составлением учебников, пособий, методических указаний и т.д., по преподаванию русского языка.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot