Предмет и задачи методики преподавания истории
Методика – это одна из отраслей педагогической науки, занимающаяся исследованием закономерностей обучения определенным учебным предметам.
Методика преподавания – это учение о методах обучения и воспитания. Однако методика не может рассматриваться исключительно в качестве суммы методов, приемов или организационных мер. Она представляет собой науку, обладающую собственной теорией, практикой, методологией. Из этого следует и выделение подхода к ней как к любой другой науке.
Методика преподавания истории – это одна из отраслей педагогической науки, изучающая процесс изучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности.
Предмет методики преподавания истории – процесс изучения истории. Он состоит из нескольких структур, которые определенным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Иными словами, процесс обучения включает:
- цель обучения;
- содержание;
- деятельность преподавателя;
- деятельность учащихся;
- результат.
Цель обучения определяет государство. Обычно такой целью является воспитание патриотической личности с гуманистическими взглядами. Методика конкретизирует общие цели и занимается определением задач изучения каждого курса, разделов и тем, отмечая, что основная цель изучения истории – сформировать на основании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся социально активной и разносторонней творческой личности, обладающей научным гуманистическим мировоззрением.
Профессионально-педагогические качества учителя истории
Учитывая изменения процесса обучения, разработали несколько требований к профессионально-педагогическим умениям учителя истории:
- определение уровня личностного развития учеников, то есть сформированность их личностных функций;
- формулирование педагогических целей различной масштабности, учитывая гуманитарные возможности изучаемой темы;
- использование различных гуманитарных факторов в процессе изучения истории, то есть побуждение школьников к осознанию философско-мировоззренческих выводов на основании изучаемых материалов, создание ситуации с морально-эстетическим содержанием, проявление высокой культуры, эрудиции при изложении материала.
Обучающая деятельности учеников представляет собой двусторонний процесс, который возможен только в ситуации совпадения деятельности учителя и ученика. Когда одна сторона не работает, процесс обучения не происходит.
Методикой определяются наиболее эффективные приемы и средства активизации познавательной деятельности учеников. Нельзя забывать, что познавательные возможности учеников зависят от возраста учащихся и соответствующего уровня исторических знаний. Только посильное познание обеспечивает развитие мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Педагогами выделено три фактора, оказывающих воздействие на развитие у учеников познавательного интереса к истории:
- содержание учебного материала, то есть его характер и организация;
- организация учебного процесса, которая предполагает использование разнообразных методов, приемов и средств обучения на уроках. Иными словами, учителю необходимо оказывать на учеников эмоциональное воздействие, с использованием наглядных и технических средств обучения, средств привлечения интереса, организации различных форм познавательной деятельности учеников и оказывать таким образом влияние на характер усвоения знаний;
- отношения между учителем и учениками и среди учащихся в процессе учебной деятельности. Педагогами и психологами доказано, что только комфортное, то есть приносящее позитивные эмоции, общение помогает развить у учеников интерес к предмету.
Связь методики обучения с педагогикой
Методика занимается анализом и исследованием результатов обучения с тем, чтобы отслеживать и выявлять факторы, оказывающие воздействие на результаты обучения. В целом результаты обучения измеряют:
- уровнем исторического образования, которое было достигнуто на одном уроке, в процессе изучения темы, раздела, учебного курса и всех курсов истории в школьной программе;
- сформированностью научного мировоззрения;
- воспитанием учеников;
- развитием познавательных возможностей учеников.
Основываясь на всем вышесказанном, задачами методики преподавания истории являются ответы на следующие вопросы:
- какие цели можно поставить перед изучением истории;
- чему обучать;
- как обучать;
- какая требуется познавательная деятельность школьников, чтобы усвоить содержание обучения;
- как учитывать результаты обучения, чтобы их усовершенствовать.
Методика занимается постоянным исследованием процесса изучения истории в школе и стремится к конкретизации методов обучения, а также она напрямую связана с историей как наукой. Именно там она черпает свое содержание на основании которого адаптирует достижения истории в процесс преподавания в школе. Именно методикой перерабатываются и приспосабливаются научные достижения к требованиям учеников. Помимо указанного, методика тесно связана с философией, психологией, предполагающей необходимость знания психических особенностей детей разного возраста, возрастной физиологии и школьной гигиеной.
Методикой выделено несколько принципов построения курса истории:
- линейный принцип: предполагает изучение истории в хронологической последовательности, начиная древнейшими временами и до настоящего времени;
- линейно-ступенчатый принцип требует, чтобы авторы программ располагали исторический материал таким образом, чтобы отмечалось постепенное возрастание количества исторических фактов и теоретических понятий, в зависимости от уровня обучения, на котором сейчас находится учащийся;
- концентрический принцип предполагает многократное изучение одного и того же материала, но на разных уровнях. В старших классах сюда входит проблемно-теоретический уровень изучения. На данном уровне ученики могут самостоятельно заниматься изучением социально-исторической действительности. Используя данный уровень следует избегать повторения;
- связь отечественной и всемирной истории – разрабатывая курс, необходимо шаблонно учитывать опоры и понятия, которые были сформулированы в курсах отечественной и всемирной истории;
- проблемно-тематический принцип применяют в процессе теоретического изучения истории;
- страноведческий принцип предполагает, что изучается история одного государства, а затем – другого, а в конце курса их объединяют.