Особенности методов обучения в высшем учебном заведении
Методика обучения – это совокупность приёмов, правил и средств, с помощью которых передается опыт от поколения к поколению.
Реализация содержания образования в высшем учебном заведении на каждом уровне обучения требует от педагога использование определенных методов, приемов и средств. От уровня обладания преподавателем методикой обучения зависит успешность всего образовательного процесса.
Методика обучения в ВУЗе значительно отличается от методики обучения в школе. Это связано с тем, что применяемые преподавателями методы, средства и приемы не только направлены на передачу знаний от педагога к студентам, но и на проникновение в процесс развития науки, осуществление раскрытия ее методологической основы.
Основой методики обучения в ВУЗе являются методы обучения и методы учения, которые необходимо различать, так как они имеют различное понимание и содержание.
Метод обучения – это способ систематизированной, упорядоченной и взаимосвязанной педагогической деятельности студентов и преподавателей, направленный на достижение образовательных целей, поставленных ВУЗом.
Метод учения – это способ познавательной деятельности студентов ВУЗа, направленный на творческое овладения конкретными знаниями, умениями и навыками, а также на выработку мировоззренческих убеждений в процессе учебных занятий и самостоятельной учебной работы.
Методы учения и методы обучения имеют специфические особенности, которые относительно самостоятельны, но при этом рассматриваются в единстве.
Эффективность учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗа зависит от умения преподавателя правильно подбирать и применять на практике методы и приемы обучения.
Дидактика высшей школы различает следующие виды методов обучения в ВУЗе:
- В зависимости от поставленных дидактических задач различают методы, направленные на: овладение знаниями, формирование определенных умений и навыков, применение имеющихся умений и навыков на практике.
- В зависимости от характера познавательной деятельности различают методы: репродуктивные, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, исследовательские и т.д.
- В зависимости от бинарной классификации, различают следующие виды методов: преподавания и учения.
Наибольшей популярностью и распространением в методике обучения в ВУЗе являются словесные методы обучения. Это связано с тем, что данные методы просты в применении, способствуют быстрой передачи значительного объема учебной информации. В настоящее время в ВУЗах используются следующие словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж, лекция, учебная дискуссия, семинар и т.д.
Словесные методы обучения
Основные словесные методы обучения в ВУЗе:
Учебная помощь – представляет собой словесное толкование явлений, понятий, действий, принципов и т.д. Используется во время преподавании нового учебного материала или же в процессе закрепления пройденного ранее. Помощь сопровождается наглядностями, опытами или наблюдениями.
Инструктаж – носит информативно-локальный характер, который близок к алгоритмическому типу. В основном используется во время проведения практических или лабораторных занятий, а также в процессе подготовки студентов к самостоятельной работе.
Рассказ – это монолог преподавателя по конкретной учебной теме, используется при изложении нового учебного материала. Представляет собой логическое и последовательное изложение, с точным описанием изучаемого. Рассказы могут быть художественные (содержат в себе образный пересказ фактов, явлений и т.д.), научно-популярные (включают в себя анализ конкретных явлений) и описательные (последовательное изложение учебного материала с указанием особенностей предметов и явлений).
Беседа – это диалогическое общение студентов и преподавателя, в процессе которого преподаватель побуждает их к воспроизведению полученных ранее знаний, формулировке выводов и обобщений. Проводятся беседы не только для того, чтобы закрепить пройденный учебный материал, но и для того, чтобы студенты научились использовать его в практической деятельности.
Учебная дискуссия – представляет собой публичное обсуждение какого-либо научного вопроса, предполагает высказывание студентами собственных мнений и идей на рассматриваемый вопрос (проблему). Дискуссия способствует тому, что студенты учатся самостоятельно высказывать собственную точку зрения, аргументировано ее отстаивать, анализировать сказанное оппонентами. Дискуссия используется не только с целью усвоения знаний, но и на создание эмоционально насыщенной атмосферы, которая способствует проникновению в истину, мотивирует студентов на дальнейшее обучение и овладение новыми знаниями.
Лекция – наиболее часто используемый метод обучения, представляет собой словесную передачу студентам учебной информации. Лекция является основной формой обучения в ВУЗе, так как с ее помощью преподаватель имеет возможность передать значительный объем учебного материала большому количеству студентов. В процессе лекции, преподаватель излагает перед студентами материал, по заранее составленному плану. Задача студентов зафиксировать его письменно в виде конспектов.
Семинар – предусматривает выступление студентов с докладами, рефератами, сообщениями или презентациями, по заранее полученным темам. Семинар направлена на то, чтобы закрепить и расширить у студентов знания, полученные во время лекционных занятий, а также получить навыки самостоятельной работы с учебной информацией, содержащейся в различных источниках (книги, Интернет, электронные носители и т.д.). Преподаватель заранее определяет студенту тему его работы, а также форму представления. Задача студента подготовить по данной теме небольшое сообщение, чаще всего на 5-7 минут и представить в нужной форме (доклад, слайды и т.д.)
Каждый метод должен обеспечивать воспитательный эффект обучения, основываться на достоверных научных фактах, акцентировать внимание на основной мысли, быть доступным и эмоциональным, содержать выводы и замечания.