Методика обучения русскому языку в коррекционной школе
Методика преподавания русского языка – это дисциплина, которая стоит на границе нескольких наук – педагогики, психологии, философии, лингвистики и социальной педагогики, и определяет принципы, методы, приемы и содержание обучения, а также закономерности усвоения знаний и умений по русскому языку.
Методика обучения русскому языку в коррекционной школе – педагогическая дисциплина. Она занимается исследованием целей, содержания, закономерностей, принципов, методов и приемов обучения русскому языку детей с умственной отсталостью.
Любая методика обучения – самостоятельная наука, так как у нее есть собственный предмет исследования. Предмет специальной методики преподавания русского языка – процесс обучения детей с умственной отсталостью, с целью сформировать у них устную и письменную речь в качестве одного из важных средств общения, а также способа коррекции их познавательной деятельности, как одного из условий нравственного совершенствования личности.
Специальная методика обучения русскому языку, учитывая эти положения, базируется на законах лингвистики и психологии речи ребенка с умственной отсталостью. Совокупность этих факторов требует особого, оригинального подхода к процессу отбора учебных материалов и его расположению в учебниках и программе. В результате принцип специальной дидактики конкретизируется, наполняясь содержанием, вытекающим из специфики учебного предмета.
Основываясь на предмете исследования и цели обучения, методика специального обучения русскому языку ставит перед собой следующие задачи:
- определить основную направленность обучения русскому языку школьников, имеющих интеллектуальные нарушения;
- установить объем и содержание учебного материала, который доступен для изучения детьми с умственной отсталостью;
- выявить условия реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку, разработать специальные методические принципы преподавания русского языка;
- разработать и описать наиболее рациональные и продуктивные методы и приемы обучения, систему упражнений, которые способствуют эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижение оптимально высокого уровня речевого и умственного развития учеников коррекционной школы;
- найти пути оптимального воздействия на детей посредством языка.
Русский язык как учебный предмет в коррекционной школе
Русский язык – один из основных предметов в спецшколах. В зависимости от этапа обучения, на изучение русского языка отводят до 50% всего учебного времени. Обучение в спецшколах имеет коррекционную и практическую направленность, что определено в содержании и структуре учебного предмета.
Коррекционная направленности программы проявляется в речевом развитии детей, так как важнейшая цель уроков русского языка – формировать речь в качестве средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учеников и облегчить их адаптацию после окончания школы.
В процессе обучения устраняются недостатки всех сторон речи детей. На уроках русского языка корректируют дефекты произношения, идет формирование фонетико-фонематических представлений. Неточность и бедность словаря, неправильно употребляемые грамматические формы и синтаксические конструкции могут быть устранены на любом занятии по русскому языку.
Учитывая неполноценный личный опыт школьников в любых видах деятельности, программой выделены пропедевтические периоды на всех этапах обучения, на протяжении которых у детей корректируются недостатки прошлого опыта и дети готовятся усваивать последующие разделы программы.
Дети с умственной отсталостью с большими трудностями могут усваивать сложные системы понятийных связей. В связи с этим, программу выстраивают на основании концентрического принципа размещения материала, когда одну и ту же тему изучают несколько лет с постепенным усложнением информации.
В программе должен быть учтен слабый уровень развития навыка дифференциации как следствия нарушенного логического мышления у детей с умственной отсталостью, особенно заметный на вербальном уровне. В разных разделах программы материал группируют так, чтобы дети учились разграничению предметов, явлений, понятий, имеющих явно различимые отличия.
Дети с умственной отсталостью могут получить образование только в специальных школах, поэтому программа изучения русского языка ориентируется на предоставление им элементарного, но законченного объема знаний по грамматике и правописанию. Коррекционная программа ставит перед собой следующие задачи изучения русского языка:
- научить детей правильному и осмысленному чтению доступного для их понимания текста;
- выработать навыки грамотного письма на основании усвоения звукового состава языка и простейших сведений по грамматике и правописанию;
- повышать уровень общего развития детей;
- научить детей последовательному и правильному изложению своих мыслей устно и письменно;
- развивать нравственные качества учащихся.
Этапы обучения русскому языку в коррекционной школе
Обучение русскому языку в коррекционной школе может быть условно подразделено на три этапа.
Первый этап ограничивается первым годом обучения, что обуславливается психологическими особенностями детей с умственной отсталостью. Выделяют следующие задачи этого этапа:
- углубленно изучать детей;
- включать их в школьные занятия;
- исправлять недостатки произношения, слуха, зрения и двигательного анализаторов;
- выработать первоначальные навыки письма и чтения;
- уточнять и развивать словарный запас;
- формировать умение строить простые предложения и вести беседу.
Второй этап – 2-4 классы обучения, когда решают следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к родному языку и формировать первоначальные языковые обобщения;
- совершенствовать произносительную сторону речи;
- уточнять, расширять и активизировать словарь;
- развивать умение правильно выражать свои мысли устно;
- практически усваивать грамматические сведения и орфографические правила.
Третий этап – 5-9 классы. Он предполагает достижение следующих задач:
- совершенствовать технику чтения, формировать навык беглого чтения;
- расширять возможности в осознании читаемого материала;
- овладевать различные формы пересказа.
Ученики старших классов учатся последовательному, грамотному и самостоятельному изложению своих мыслей устно и письменно, они осваивают грамматические понятия, а также правила правописания, которые с ними связаны.