Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Учебная дискуссия как деятельностная форма развития коммуникативной компетенции старшеклассников

Учебная дискуссия: понятие и значение

Определение 1

Учебная дискуссия – это форма организации учебной деятельности, при которой происходит ознакомление с содержанием учебного материала и обмен мнениями учащимися по этому поводу.

В ходе учебной дискуссии происходит высказывание точек зрения каждым учащимся по конкретной проблеме или, рассматриваемому в ходе обучения вопросу.

Дискуссия помогает подготовить учащихся к усвоение теоретического материала, задать темп их дальнейшей работы, подготовить сознание к усвоению истины. Каждый учащийся становится активным субъектом учебной работы и вовлекается в коллективное взаимодействие.

Дискуссия активно применяется в организации современного образовательного процесса. Она используется в качестве инструмента:

  • диагностирования уровня культурного, нравственного и интеллектуального развития учащихся.
  • выявления навыков ведения спора и ознакомление с его правилами.
  • формирования навыков эмоционального взаимодействия и воздействия на участников коллектива при отстаивании своей точки зрения.
  • развития коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это способность общаться и взаимодействовать с другими людями, отвечая целевому назначению общения, соблюдая этикет конкретной ситуации социального взаимодействия.

Развитие коммуникативной компетенции реализуется в старшей школе посредством проведения учебных дискуссий. Их проведение помогает в развитии большого арсенала коммуникативных навыков, к числу которых относятся:

  1. Навыки осмысленного выбора форм и средств коммуникации;
  2. Навыки выбора оптимальных языковых средств, посредством которых реализуются собственные высказывания;
  3. Навыки построения устных и письменных диалогов и монологов различной направленности и тематического назначения;
  4. Навыки редактирования коммуникативных приемов взаимодействия, исходя из конкретной ситуации и условий социального взаимодействия;
  5. Навыки применения языковых ресурсов в речевом взаимодействии: высказывании своего мнения и отстаивании своей точки зрения;
  6. Навыки коллективного разрешения проблемных вопросов, путем построения продуктивных диалогов между его участниками.
«Учебная дискуссия как деятельностная форма развития коммуникативной компетенции старшеклассников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности учебной дискуссии

Развитие коммуникативной компетенции происходит в течение всего периода школьного обучения. Однако, деятельностные формы организации учебного занятия помогают в наиболее эффективной реализации этого процесса.

Проведение учебной дискуссии способствует развитию инициативности учащихся, активизирует их познавательную и социальную деятельность.

В ходе дискуссионных занятий происходит обмен идеями и воззрениями, высказываются различные взгляды на конкретную учебную задачу или проблему.

Замечание 1

Учебная дискуссия, прежде всего, помогает развить у учащихся навыки адекватного, продуктивного и целесообразного диалогового взаимодействия. Это необходимо для того, чтобы каждый имел возможность свободно выражать свою точку зрения, умел ее аргументировать и обосновывать, защищать и отстаивать.

Дискуссионное обсуждение помогает найти оптимальное решение учебной задачи, построить коллективную систему взаимоотношений и вовлечь каждого учащегося в решение образовательных задач.

Дискуссия имеет свои особенности:

  1. Двоякое целевое назначение дискуссии. Проведение дискуссии нацелено на создание плацдарма для обсуждения существующей проблемы, выражения мнений по поводу ее решения, а также на культурное развития учащихся, овладение ими навыками речевого взаимодействия.
  2. У каждого участниками дискуссии имеется своя специфическая роль, отражающая его коммуникативную позицию: протоколист, наблюдатель, участник дискуссионного спора.
  3. Речь участников дискуссии, их мнение, высказывания, произнесенные в ее ходе становятся объектами оценки и анализа, на основе существующих параметров.

Этапы проведения учебного занятия в форме дискуссии

Проведение учебных занятий, ориентированных на развитие коммуникативной компетенции учащихся старших классов, реализуется в форме дискуссии. Дискуссионные занятия могут проводиться на любом учебном занятии. Также, дискуссии организуются во внеурочной деятельности учащихся, а также устраиваются отдельные дискуссионные занятия, ориентированные на решение конкретного вопроса или проблемы.

Дискуссионное занятие реализуется в несколько этапов:

  • Подготовительный этап. На нем происходит определение темы дискуссии. Учащимся необходимо дать понять, какая имеется проблема, требующая разрешения или поставить конкретный вопрос, требующий для своего разрешения диалогового взаимодействия коллектива. Здесь же происходит распределение коммуникативных ролей каждого учащегося. Учащиеся должны ознакомиться со своими ролями и понять, каким образом они будут оценены в ходе дискуссии т.е. изучить критерии оценки и требования, которые необходимо соблюдать для соответствия исполнения своей роли, установленным критериям.
  • Основной этап проведения дискуссии. В нем не принимают активного участия те учащиеся, которые были избраны ведущими и наблюдающими. Происходит высказывание своей точки зрения, подкрепленной обоснованными аргументами, учащимися, которым достались роли участников дискуссии. Дети учатся выражать свои мысли четко и грамотно, представлять к своим высказываниям адекватные аргументы. Наблюдатели следят за ходом протекания дискуссии и выставляют каждому ее участнику оценки. Они опираются на способность учащихся приводить аргументы своим высказываниям, понимание ими темы дискуссии и поставленной проблемы, обращают внимание на культуру речи и соблюдение языковых норм построения диалогов и монологов. Каждый участник диалога должен представить свою позицию по имеющейся теме, красиво отразив ее в оптимальном речевом жанре. Недопустимо отходить от темы дискуссии. Необходимо соблюдать правила и регламент проведения дискуссии, уважительно относиться ко всем ее участникам.
  • Заключительный этап. На нем происходит подведение итогов дискуссионного взаимодействия. Оценивается выполнение своих ролей всеми ее участниками. Проведение дискуссии должно показать эффективность освоения учащимися построения аргументированного монолога, развитие навыков грамотного выражения своего мнения и умения его отстаивать в грамотной форме построения речевого высказывания.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot