Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логопедическая работа по подготовке руки к письму у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование готовности к школе у детей с ОНР III уровня

Определение 1

Общее недоразвитие речи III уровня – это умеренные отклонения в процессе формирования разных сторон речи, затрагивающие, преимущественно, сложные лексические и грамматические единицы. При нем наблюдается наличие развернутой фразы, но речь таких детей аграмматична, их звукопроизношение плохо дифференцировано, а фонематические процессы отстают от нормального развития.

Интерес к вопросу о готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обучаться грамоте обусловлен постоянным возрастанием роли чтения и письма в современных условиях в качестве деятельности, обеспечивающей общеобразовательную подготовку человека, стимулирующей развитие сферы интеллектуальной деятельности, организующей поведение, совершенствующей личность.

Дети с ОНР относятся к группе риска по возможности возникновения у них нарушений письма и чтения, которые проявляются не только нарушениями письменной и устной речи, но и слабостью развития высших психических функций, нарушениями развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики и чувства ритма.

К необходимым условиям формирования готовности обучаться грамоте у старших дошкольников с ОНР III уровня относят:

  • учет структуры речевых нарушений;
  • индивидуальные особенности старшего дошкольника;
  • проведение занятий в соответствии с планом, составленным учителем-логопедом;
  • участие в коррекционной работе педагогов и родителей.

Для детей с ОНР наиболее предпочтителен звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он позволяет наиболее полно отразить закономерности фонетической системы русского языка.

Чтобы провести обследование степени готовности ребенка к обучению грамоте, можно использовать следующие методики:

  • исследование ритма Дубровиной Т.И.;
  • исследование кинетической основы движений руки по тесту Н.И. Озерецкого;
  • исследование пространственных представлений на листе бумаги по методике С.О. Филлиповой;
  • дифференциация звуков на слух по методике М.Н. Ильиной;
  • исследование графических навыков по методике Н.В. Нижегородцевой.
«Логопедическая работа по подготовке руки к письму у детей с общим недоразвитием речи III уровня» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для каждой методики разработаны шкальные оценки, соответствующие возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Каждая методика содержит следующие составляющие:

  • название методики;
  • автор методики или ее модификации;
  • назначение методики;
  • оборудование, необходимое для проведения исследования по методике;
  • инструкция для обследуемых;
  • процедура обследования, его продолжительность и формат проведения;
  • процесс обработки результатов обследования;
  • шкальная оценка полученного результата;
  • возрастные нормы;
  • интерпретация полученных результатов.

При использовании каждой конкретной методики нужно внимательно отнестись к нескольким общим моментам:

  • степень понимания инструкции ребенком, то есть то, как ребенок воспринимает инструкцию, понимает ее, делает ли попытки понять;
  • характер деятельности во время выполнения задания – степень устойчивости интереса;
  • реакция ребенка на результат – фиксирование отношения к работе, реакция на похвалу или неодобрение.

Все это помогает подходить к результатам обследования неформально, позволяет анализировать деятельность ребенка, раскрывая ее особенности.

В результате выявляют специфические особенности формирования готовности к обучению грамоте, например, недостаток в развитии пространственных представлений, чувства ритма, графических навыков, недостаточно развита координация движений руки и плечевого пояса, а также фонематического слуха.

Цель коррекционной работы – повысить состояние готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР III уровня, посредством специально подобранных методик, которые используются в систематических коррекционных занятиях.

Формирование фонематического слуха и восприятия

Методика Лалаевой Р.И., Ермолаевой Н.К. по формированию фонематического слуха и восприятия предполагает следующие шаги:

  • уточнение артикуляции звука при опоре на зрительное, слуховое и тактильное восприятие и кинестетические ощущения;
  • выделение звуков на фоне слога;
  • формирования навыка определения наличия звуков с слоге;
  • определение места звука в предложенном слове;
  • выделение слова с заданным звуком из целого предложения.

Формирование зрительно-пространственной ориентировки

Формированию зрительно-пространственной ориентировки осуществляется при опоре на закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе. Отправная точка – восприятия ребенком схемы собственного тела. В динамических паузах и режимных моментах, подвижных играх и на занятиях для этого можно использовать разнообразные упражнения. Например, просить детей показать какой рукой они держат ложку или раскрашивают картинку, показать правое/левое ухо, глаз и пр. Сложнее объяснить детям пространственное расположение предметов относительно своего положения. Для этого моно попросить их посадить бабочку на цветок слева/справа от себя и пр.

Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук (методика Аммосова Н.А., Дьяченко М.М.)

Во время обучения детей самомассажу используют массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук, такие как поглаживания, растирания, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкие пощипывания, похлопывания, сгибание и разгибание пальцев. Все массажные движения необходимо выполнять в направлении к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястьям, от кисти к локтю. После каждого упражнения нужно делать расслабляющее поглаживание или встряхивать руки. Широко используют массажные шарики су-джок.

Формирование графических навыков (методика Османова Г.А.)

Во время подготовки руки к письму следует обращать внимание на правильность положения тетради и карандаша во время выполнения дошкольниками графических работ. Детям предлагают раскрасить разнообразные изображения, не выходя за намеченный контур рисунка, обвести разные изображения, используя трафареты, шаблоны, заштриховать рисунок в разных направлениях. Это помогает дошкольникам научиться выдерживать направление линии письма.

Степень успешности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня зависит преимущественно от качества выполнения предложенных детям упражнений, от степени участия родителей и педагогов в коррекционно-логопедической деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot