Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование заданий устного собеседования по русскому языку для коррекции речевых нарушений у школьников

Использование заданий устного собеседования по русскому языку для коррекции речевых нарушений у школьников

В структуре государственной итоговой аттестации по русскому языку особое место занимает итоговое собеседование, которое представляет собой тип экзаменационной работы, направленной на проверку уровня сформированности навыков устной коммуникации. Задания устной части экзамена отражают все аспекты речевой деятельности, протекающей в устной форме: навыки чтения и пересказа, создания монологического высказывания и поддержания беседы на заданную тему. Традиционно задания для подготовки к устному собеседованию используются в качестве тренировочных для формирования необходимых коммуникативных компетенций для успешной сдачи экзамена, однако эти задания, помимо контрольной функции, обладают большим развивающим потенциалом. Поэтому их можно эффективно использовать в качестве упражнений, стимулирующих речевое развитие школьников, испытывающих трудности в овладении языком.

Определение 1

Коррекция речевых нарушений школьников выступает как специально организованный процесс, направленный на выявление, изучение и исправление недостатков, препятствующих нормальному речевому развитию обучающегося.

На сегодняшний день количество подростков, обучающихся в основной школе и имеющих проблемы речевого развития, возрастает. Поэтому актуальными становятся коррекционно-развивающие формы работы, которые помогают одновременно формировать необходимые предметные умения и навыки и в то же время способствуют исправлению речевых нарушений.

Коррекционно-развивающий потенциал заданий устной части экзамена по русскому языку заключается в следующем:

  1. Задания охватывают разные виды речевой деятельности, предполагающие воспроизведение текста, построение высказывания на базе прочитанной информации, создание оригинального речевого произведения на основе стимульного материала (фотографий, плана высказывания), а также поддержание беседы с экзаменатором.
  2. Задания сгруппированы таким образом, что помогают активизировать речемыслительную деятельность, располагаясь от репродуктивных к продуктивным видам учебной деятельности.
  3. Задания предполагают сочетание диалогической и монологической речи, ориентирующих учащихся на использование различных коммуникативных стратегий.
«Использование заданий устного собеседования по русскому языку для коррекции речевых нарушений у школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методика коррекционно-развивающей работы с заданиями итогового собеседования

Рассмотрим варианты использования заданий итогового собеседования в качестве материала, способствующего организации коррекционно-развивающей работы. Для улучшения навыков чтения и понимания прочитанного учитель может предложить следующие варианты упражнений:

  1. Чтение текста с комментариями: помогает разобрать значение непонятных слов, тренироваться особенности произношения слов, которые представляют для учащихся трудности в орфоэпическом (или артикуляционном) плане.
  2. Поисковое чтение: учитель формулирует вопрос к тексту, на которой учащийся должен найти ответ за специально отведенное время.
  3. Чтение с маркировкой текста для выделения разных типов информации: известной учащимся, новой информации, информации, которая вызывает непонимание, полностью понятных сведений.
  4. Составление плана текста, в том числе и виде «ментальной карты», кластера понятий, денотатного графа и других форм знаково-символической организации информации.

Задания, помогающие учащимся подготовить пересказ:

  1. Поиск и анализ ключевых слов каждой микротемы.
  2. Составление плана (логической схемы текста) с перечнем смысловых компонентов, значимых для каждой части.
  3. Составление опорных вопросов, необходимых для пересказа.
  4. Установление правильной последовательности частей текста при работе с текстом деформированной структуры.

Для формирования навыка монологической у учащихся, которые испытывают трудности в создании речевых произведений, необходимо использовать следующие задания:

  1. Беседа по вопросам, активизирующая речемыслительную деятельность и корректирующая особенности восприятия изображения.
  2. Составление описания (рассказа, рассуждения) по опорным словам, речевым шаблонам.
  3. Анализ готовых высказываний с точки зрения особенностей их композиции, речевой организации.
  4. Подбор предложений, подходящих по смыслу к фотографии, а также исключение тех предложений, которые являются лишними, не соответствующими коммуникативной задаче.

При обучении диалогу учитель ориентирует учащегося на построение развернутых высказываний, содержащих полный ответ на поставленный вопрос. Для этой цели используются следующие варианты упражнений:

  1. Выбор одного из нескольких предложенных ответов.
  2. Построение высказывания-ответа по данному началу (окончанию, ключевым словам).
  3. Анализ готовых ответов, их структурно-композиционного, языкового оформления, соответствия коммуникативной цели.

Сочетания различные типы заданий при подготовке к устному собеседованию. учитель может существенно улучшить уровень коммуникативной подготовки учащегося, а также помочь ему преодолеть речевые трудности, препятствующие успешной сдаче экзамена.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot