Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика математического развития

Методика математического развития как наука

Определение 1

Методика математического развития – это отрасль научного знания, занимающаяся исследованием процессов развития познавательной сферы детей и формирования у них основ логического мышления и навыков выполнения элементарных математических операций.

Методика математического развития ориентирована на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Она разрабатывает методику их формирования и определяет закономерности функционирования разных областей мышления и логики, которые влияют на общее развитие личности и освоение математической науки.

Математическое развитие играет важное значение для общего развития ребенка. Поэтому, обучение математике занимает основу дошкольной образовательной программы. Математические представления активизируют познавательную деятельность дошкольника и развивают его мыслительные способности.

Методика математического развития, как наука направлена на формирование у детей элементарных математических представлений. Это обуславливает следующие задачи методики математического развития:

  1. Научное подтверждение уровня математического развития детей дошкольного возраста на каждом этапе их развития и требований к освоению образовательной программы детьми.
  2. Разработка содержания дошкольной образовательной программы по направлению математического обучения и развития.
  3. Определение оптимальных средств и методов, технологий и форм обучения дошкольников основам математики.
  4. Создание условий преемственности в математическом обучении дошкольников и младших школьников.
  5. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в области математического обучения и развития дошкольников.
  6. Разработка рекомендаций по математическому развитию ребенка родителями.
  7. Разработка основных направлений познавательной деятельности, ориентированной на математическое развитие ребенка при занятии разными видами деятельности (трудовая, спортивная и т.д.).
«Методика математического развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Поскольку, методика математического развития является научной отраслью, то она имеет связь с другими науками. Она тесно связана с возрастной психологией, которая определяет особенности функционирования психических процессов ребенка, сенситивные периоды развития конкретных сфер и помогает в разработке оптимальных методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп. Кроме того, методика математического развития тесно связана с педагогикой. Эта связь прослеживается в опоре данной науки на дидактические методы и принципы обучения детей математики.

Помимо этого, имеется связь данной научной отрасли с социологией, антропологией, математикой, специальной педагогикой и культурологией.

Предметом методики математического развития выступает обучение математике, реализуемое н в определенных формах и, ориентированное на достижение конкретных целей и задач.

Объектом исследования методики математического развития являются методы и средства математического обучения, используемые в системе дошкольного образования.

Принципы математического обучения и развития дошкольников

Методика математического развития ребенка базируется на следующих принципах математического обучения и развития дошкольников:

  • Принцип наглядности обучения. Обучение будет эффективным при использовании наглядных средств обучения, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям познавательного развития и восприятия информации детьми.
  • Принцип четкости организации занятий. Занятия по математике должны иметь четкую структуру. Сюжет игры, последовательность действий должны иметь четкую структуру в соответствии с которой будет происходить развитие дошкольника.
  • Принцип опоры на возрастную психологию. Задачи математического обучения должны разрабатываться в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка, его потребностями и возможностями математического восприятия.
  • Принцип вариативности обучения. Необходимо использование разных методов и средств формирования математических понятий и представлений ребенка. Это может быть игровая деятельность, логические задачи, упражнения творческого характера, но с логической направленностью и т.д.
  • Принцип многозадачности обучения. В ходе изучения математики следует ориентироваться не только на формирование элементарных математических представлений у ребенка, но и на развитие пространственного восприятия,
  • Принцип игрового обучения. Математическое развитие дошкольников актуально реализовывать в игровой форме, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра мотивирует к познанию. Она содержит элемент внезапности, сюрприза, увлекает и развивает интерес к математике.
  • Принцип ориентации на развитие познавательной активности. У ребенка должны быть развиты не просто математические знания, а сформировано стремление к самостоятельному изучению математической науки и формирование логических суждений и умозаключений.
  • Принцип создания развивающего пространства. В ДОУ создается предметно-развивающая среда, в которой формируются фундаментальные познавательные процессы.
  • Принцип развития восприятия количественных и качественных признаков предметов. Если ребенок освоит различия объектов по количественным и качественным характеристикам, то это заложит основы формирования математических представлений.

Структура математического занятия

Методика математического развития предполагает организацию занятия по определенной структуре. Соблюдение структуры деятельности способствует более эффективному достижению целей и задач математического обучения дошкольников.

Занятие по математике имеет следующую структуру:

  1. Вводный этап. Он включает в себя логическую разминку. Здесь используются простые занятия, ориентированные на подготовку к выполнению более сложных мыслительных операций.
  2. Основной этап. Происходит объяснение новой темы. Существуют специальные методики по развитию математических знаний дошкольников разных возрастных групп. Требуется опираться на них при изучении нового материала.
  3. Проведение пальчиковой гимнастики. Она ориентирована на разгрузку мышления, снятие усталости и напряжения.
  4. Упражнения на закрепление пройденной темы. Проводятся игры дидактической направленности.
  5. Упражнения на развитие мелкой моторики. Они активизируют работу отделов головного мозга, отвечающих за логическое мышление.
Дата последнего обновления статьи: 02.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot