Методика математического развития как наука
Методика математического развития – это отрасль научного знания, занимающаяся исследованием процессов развития познавательной сферы детей и формирования у них основ логического мышления и навыков выполнения элементарных математических операций.
Методика математического развития ориентирована на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Она разрабатывает методику их формирования и определяет закономерности функционирования разных областей мышления и логики, которые влияют на общее развитие личности и освоение математической науки.
Математическое развитие играет важное значение для общего развития ребенка. Поэтому, обучение математике занимает основу дошкольной образовательной программы. Математические представления активизируют познавательную деятельность дошкольника и развивают его мыслительные способности.
Методика математического развития, как наука направлена на формирование у детей элементарных математических представлений. Это обуславливает следующие задачи методики математического развития:
- Научное подтверждение уровня математического развития детей дошкольного возраста на каждом этапе их развития и требований к освоению образовательной программы детьми.
- Разработка содержания дошкольной образовательной программы по направлению математического обучения и развития.
- Определение оптимальных средств и методов, технологий и форм обучения дошкольников основам математики.
- Создание условий преемственности в математическом обучении дошкольников и младших школьников.
- Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в области математического обучения и развития дошкольников.
- Разработка рекомендаций по математическому развитию ребенка родителями.
- Разработка основных направлений познавательной деятельности, ориентированной на математическое развитие ребенка при занятии разными видами деятельности (трудовая, спортивная и т.д.).
Поскольку, методика математического развития является научной отраслью, то она имеет связь с другими науками. Она тесно связана с возрастной психологией, которая определяет особенности функционирования психических процессов ребенка, сенситивные периоды развития конкретных сфер и помогает в разработке оптимальных методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп. Кроме того, методика математического развития тесно связана с педагогикой. Эта связь прослеживается в опоре данной науки на дидактические методы и принципы обучения детей математики.
Помимо этого, имеется связь данной научной отрасли с социологией, антропологией, математикой, специальной педагогикой и культурологией.
Предметом методики математического развития выступает обучение математике, реализуемое н в определенных формах и, ориентированное на достижение конкретных целей и задач.
Объектом исследования методики математического развития являются методы и средства математического обучения, используемые в системе дошкольного образования.
Принципы математического обучения и развития дошкольников
Методика математического развития ребенка базируется на следующих принципах математического обучения и развития дошкольников:
- Принцип наглядности обучения. Обучение будет эффективным при использовании наглядных средств обучения, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям познавательного развития и восприятия информации детьми.
- Принцип четкости организации занятий. Занятия по математике должны иметь четкую структуру. Сюжет игры, последовательность действий должны иметь четкую структуру в соответствии с которой будет происходить развитие дошкольника.
- Принцип опоры на возрастную психологию. Задачи математического обучения должны разрабатываться в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка, его потребностями и возможностями математического восприятия.
- Принцип вариативности обучения. Необходимо использование разных методов и средств формирования математических понятий и представлений ребенка. Это может быть игровая деятельность, логические задачи, упражнения творческого характера, но с логической направленностью и т.д.
- Принцип многозадачности обучения. В ходе изучения математики следует ориентироваться не только на формирование элементарных математических представлений у ребенка, но и на развитие пространственного восприятия,
- Принцип игрового обучения. Математическое развитие дошкольников актуально реализовывать в игровой форме, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра мотивирует к познанию. Она содержит элемент внезапности, сюрприза, увлекает и развивает интерес к математике.
- Принцип ориентации на развитие познавательной активности. У ребенка должны быть развиты не просто математические знания, а сформировано стремление к самостоятельному изучению математической науки и формирование логических суждений и умозаключений.
- Принцип создания развивающего пространства. В ДОУ создается предметно-развивающая среда, в которой формируются фундаментальные познавательные процессы.
- Принцип развития восприятия количественных и качественных признаков предметов. Если ребенок освоит различия объектов по количественным и качественным характеристикам, то это заложит основы формирования математических представлений.
Структура математического занятия
Методика математического развития предполагает организацию занятия по определенной структуре. Соблюдение структуры деятельности способствует более эффективному достижению целей и задач математического обучения дошкольников.
Занятие по математике имеет следующую структуру:
- Вводный этап. Он включает в себя логическую разминку. Здесь используются простые занятия, ориентированные на подготовку к выполнению более сложных мыслительных операций.
- Основной этап. Происходит объяснение новой темы. Существуют специальные методики по развитию математических знаний дошкольников разных возрастных групп. Требуется опираться на них при изучении нового материала.
- Проведение пальчиковой гимнастики. Она ориентирована на разгрузку мышления, снятие усталости и напряжения.
- Упражнения на закрепление пройденной темы. Проводятся игры дидактической направленности.
- Упражнения на развитие мелкой моторики. Они активизируют работу отделов головного мозга, отвечающих за логическое мышление.