Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и методика математического развития в ДОУ

Понятие и задачи математического развития

Определение 1

Математическое развитие дошкольников – это сдвиги и изменения в познавательной деятельности детей, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в математической области.

К задачам методики математического развития, как области науки, относят:

  • научно обосновать программные требования к уровню формирования математических представлений у дошкольников каждого возрастного периода;
  • определять содержание математического материала для обучения детей в ДОУ;
  • разрабатывать и внедрять в практику эффективные дидактические средства, методы и разнообразные формы организации работы, направленные на математическое развитие детей;
  • реализовывать преемственность в процессе формирования математических представлений в ДОУ и школе;
  • разрабатывать методические рекомендации родителям по математическому развития детей в условиях семьи.

Цель математического развития детей дошкольного возраста:

  • всесторонне развивать личность ребенка;
  • подготавливать к успешному обучению в школе;
  • проводить коррекционно-воспитательную работу.

Задачи математического развития детей дошкольного возраста:

  • формировать систему элементарных математических представлений;
  • формировать предпосылки математического мышления;
  • формировать сенсорные процессы и способности;
  • расширять и обобщать словарь и совершенствовать связанную речь детей;
  • формировать начальные формы учебной деятельности.

Программа формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте

Программа формирования математических представлений ДОК состоит из следующих разделов:

  • количество и счет – включает представления о таких понятиях, как множество, число, счет, арифметические действия, текстовые задачи;
  • величина – состоит из представлений, касающихся различных величин, их сравнении и измерении – длина, ширина, высота, толщина, площадь, объем, масса, время;
  • форма – включает представления касающиеся формы предметов, геометрических фигур, как плоских, так и объемных, а также их свойствах и отношениях;
  • ориентировка в пространстве – ориентирование на собственное тело, относительно самого себя, окружающих предметов, других лиц, ориентирование на плоскости и в пространстве, а также на листе бумаги, как чистом, так и в клетку, ориентировка при осуществлении движения;
  • ориентировка во времени – развитие представлений о частях суток, днях недели, месяцах и временах года, развитие чувства времени.
«Теория и методика математического развития в ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Значение обучения математике детей дошкольного возраста

Обучение влечет за собой развития, являясь источником развития самим по себе.

Обучение должно идти впереди процесса развития. Необходимо ориентироваться не на то, что ребенок уже способен делать самостоятельно, а на то, что он способен делать с помощью взрослого и под его руководством. Выготский Л.С. подчеркивал, что необходимо ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка.

Упорядоченные представления, а также правильно сформированные первые понятия, а также своевременно развитые мыслительные способности, выступают в качестве залога дальнейшего успешного обучения детей начальной школе.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в процессе обучения происходит ряд качественных изменений в психическом развитии детей.

С ранних лет необходимо не просто сообщать детям ряд готовых знаний, но и развивать умственные способности детей, учить их самостоятельности, осознанному получению знаний и использованию их в жизни.

В повседневной жизни обучение носит эпизодический характер. Математическому развитию важно, чтобы все знания давались последовательно и систематически. Знания в математической сфере должны идти в постепенном усложнении с учетом возраста и уровня развития каждого ребенка.

Необходимо организовывать процесс накопления опыта детей, учить его использованию эталонов – форм, величин и пр., а также рациональным способам действий – счету, измерению, вычислениям и пр.

Если брать во внимание незначительный опыт детей, обучение преимущественно идет индуктивным путем: сначала дети накапливают ряд конкретных знаний посредством подсказок взрослого, затем эти знания обобщаются в правила и закономерности. Также необходимо пользоваться и дедуктивным методом, то есть сначала усваивать правила, а затем их применять, конкретизировать и анализировать.

Чтобы осуществить грамотное обучение дошкольников и их математическое развитие воспитатель должен сам знать предмет математической науки, особенности психологического развития детей и процесс развития математический представлений детей и методику работы.

К основным принципам обучения математики можно отнести наглядность, активность и сознательность, последовательность и систематичность, прочность и постоянную повторяемость, научность и доступность, реальную связь с жизнью, развивающее обучение, индивидуальные и дифференцированный подход, коррекционную направленность и пр.

Организация работы по формированию математических представлений у детей-дошкольников включает следующие шаги:

  • организация занятий по математике в дошкольном образовательном учреждении;
  • примерная структура математических занятий;
  • методические требования к занятиям математикой;
  • способы поддержания хорошего уровня работоспособности детей во время занятия;
  • формирование навыков работы с раздаточными материалами;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • значение и место дидактической игры в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Занятия представляют основную форму организации обучения в детском саду детей математике.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot