Понятие методической работы в ДОО
Методическая работа в дошкольной образовательной организации (ДОО) – это комплексный и творческий процесс, в рамках которого осуществляется практическое обучение педагогических работников методам и приемам работы с детьми дошкольного возраста.
Актуальность исследования методической работы в ДОО сохраняется уже достаточно длительное время. Это обусловлено тем, что современный подход к вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках ДОО требует выработки новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Кроме того, высокие требования предъявляются к личности воспитателя и его профессиональным компетентностям, так как именно он осуществляет непосредственную работу с дошкольниками.
Профессиональная компетентность воспитателя ДОО – это уровень теоретической подготовленности воспитателя к непосредственной продуктивной деятельности.
В связи со сказанным выше, в настоящее время рассматриваются вопросы обеспечения непрерывной профессиональной подготовки воспитателей к практической деятельности в рамках современных ДОО. Это требует не только пересмотра организации образовательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях по подготовке педагогических кадров, но и пересмотра организованной в ДОО методической работы.
Методическая работа в ДОО занимает особое место в системе его управления. Данная система ориентирована на организацию непрерывного обучения педагогических кадров, с целью совершенствования у них имеющихся знаний, умений и навыков по работе с детьми дошкольного возраста. Кроме того, методическая работа в ДОО, способствует активации личности педагога, развития у него творческой деятельности.
Таким образом, методическая работа является одним из важнейших звеньев в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, включающей в себя её внутренние и внешние формы.
Структура модели и формы проведения методической работы в ДОО
Современные ДОО используют инновационные модели построения методической работы, которая включает в себя:
- Содержание региональной и муниципальной политики в сферу обновления методической работы ДОО.
- Приоритетные направления развития методической работы ДОО.
- Рейтинг ДОО.
- Кадровый потенциал ДОО, необходимый для качественного осуществления методической работы.
- Учет образовательных потребностей потребителей услуг ДОО.
В рамках инновационных моделей методической работы в ДОО, используются следующие формы организации:
- Репродуктивная форма – включает в себя семинары, практикумы, тренинги, педагогические мастерские.
- Репродуктивно-эвристическая форма – включает в себя научно-практические конференции и педагогические чтения.
- Эвристическая форма – включает в себя проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры.
- Эвристико-продуктивная форма – включает в себя различные фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства и методических разработок.
- Продуктивная форма – включает такие виды работ как теоретические семинары, научные конференции, научные стажировки, творческие группы, научные отпуска и т.п.
Направления методической работы в ДОО
Методическая работа в детском саду проводится по следующим направлениям.
Информационно-аналитическое направление – предполагает решение разнообразных педагогических проблем, а также творческую организацию методической работы в ДОО.
Данное направление предполагает владение следующими видами информации:
- состояние общей работы ДОО;
- ведущими направлениями в педагогике и психологии;
- владение информацией о новых педагогических программах и технологиях;
- знания об уровне профессиональной компетенции педагогических кадров.
Мотивационно-целевое направление – предусматривает осуществление качественного сопровождения педагогического процесса в ДОО, организацию эффективной методической работы.
Это направление предполагает организацию педагогического процесса, имеющего под собой творческую направленность педагогов ДОО, создание благоприятной атмосферы, направленной на повышение профессиональной компетенции педагогических кадров.
Планово-прогностическое направление – предполагает повышение эффективности деятельности образовательного учреждения, координации системы задач и мероприятий по их решению
Данное направление предусматривает разработку Программы, направленной на сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников ДОО, создание необходимой здоровьесберегающей системы воспитательной, образовательной и коррекционной работы. Программы ДОО, включает в себя разные виды планов, которые реализуются в соответствии с намеченными целями и задачами. В целом же все воспитатели ДОО осуществляют свою работу в соответствии с единым тематическим планом.
Организационно-исполнительское направление – включает в себя разнообразные формы методической работы, которые взаимосвязаны между собой, за счет чего оказывают положительное влияние на повышение теоретического уровня подготовки воспитателей и их педагогического мастерства. Реализация данного направления обогащает содержание воспитательно-образовательного процесса ДОО и обеспечивает качественное выполнение годового плана работы детского сада.
Контрольно-диагностическое направление – предполагает постоянное совершенствование педагогического процесса ДОО, с целью повышение результативности его деятельности.
Данное направление предусматривает выявление несоответствия и противоречий между теорией и практикой, а также требованиями образовательных программ и стандартов.
Коррекционное направление – это модель коррекционно-развивающей работы ДОО представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального и психического развития ребенка.