Предметно-развивающая среда и принципы ее построения в ДОУ
Предметно-развивающая среда – это совокупность природных и социальных средств, методического и предметного обеспечения условий ближайшего и перспективного развития ребенка в различных областях и направлениях деятельности.
Современное образование реализуется на основании реализации личностно-ориентированного подхода. Он требует создание в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды. Для этого, педагогу необходимо ориентироваться на личностное развитие каждого учащегося, его потребности, желания и стремления, уровень интеллектуального и физического развития, возрастные особенности конкретной группы.
Развивающая среда в ДОУ строится на основе учета игровых потребностей детей конкретной возрастной группы. Игровая форма деятельности является приоритетной в дошкольном возрасте. поэтому, обучение и развитие целесообразно строить путем построения предметно-игровой среды, развивающей направленности. В такой среде происходит формирование условий, которые требуются для гармоничного и полноценного развития ребенка, формирование творческих направлений деятельности и реализация условий обеспечения зоны ближайшего развития.
Воспитательный потенциал предметно-игровой среды ДОУ обусловлен следующими параметрами:
- Формирование отношения к моральным и культурным ценностям;
- Освоение социального взаимодействия и форм построения социальных контактов;
- Формирование социально значимых свойств личности;
- Способ перевода внешних отношений во внутреннюю сферу личности;
- Удовлетворение игровых и иных деятельностных потребностей ребенка;
- Сфера общественной и культурной деятельности;
- Развитие творческого потенциала.
Построение природно-игровой среды в любой возрастной группе детского сада ориентировано на развитие у детей навыков самостоятельности и самодеятельности.
Предметно-игровая среда строится по следующим принципам:
- Принцип дистанцирования расположения. Расположение игрового пространства должно быть ориентировано на установление визуального контакта педагога с детьми.
- Принцип совместной деятельности. организация предметно-игровой среды производится путем взаимодействия детей и педагогов.
- Принцип динамичности. Предметно-игровая среда должна иметь возможность быть дополненной новыми предметами в любой момент, либо, из нее должны быть удалены некоторые предметы.
- Принцип гибкости зонирования. Пространство должно подразделяться на зоны, чтобы дать детям возможность заниматься различными видами деятельности одновременно.
- Принцип гендерного подхода. При формировании развивающего пространства требуется учитывать гендерные и возрастные различия детей.
- Принцип эстетичности. Среда должна быть приятной для визуального рассмотрения.
- Принцип эмоционального комфорта. Среда должна обеспечивать активизацию личностного развития каждого учащегося.
- Принцип открытости/закрытости. Предметно-игровая среда должна быть персонализированной для каждой возрастной группы. Кроме того, она должна развиваться вместе с детьми, преображаться и совершенствоваться по мере их развития.
- Принцип безопасности. Среда должна быть безопасной для ребенка, поэтому, предметы, входящие в ее состав, должны соответствовать росту и возрасту детей конкретной группы.
Цели и задачи методической работы педагогов по проектированию предметно-игровой среды
Методическая работа, ориентированная на проектирование предметно-игрового пространства в разных группах ДОУ, имеет своей целью расположение компонентов среды таким образом, что он выступает коллективным т.е. предназначен для всей группы ребят, но при этом, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и саморазвиваться, удовлетворять свои потребности.
Исходя из целевого назначения методической работы, можно выделить ее основные задачи:
- Освоение педагогом инновационных приемов и методик воспитательной работы с применением элементов предметно-игрового пространства.
- Проектирование среды на основании эстетических качеств и возможностей ее модернизации. Среда должна способствовать личностному развитию каждого ребенка, активизации его инициативы, творческой ориентации деятельности, развитию фантазии и воображения, навыков самостоятельной деятельности.
- Проектирование индивидуально ориентированного предметно-игрового пространства. Среда должна быть комфортной и приятной для каждого ребенка, привлекать его к взаимодействию с ней.
- Привлечение родителей к организации предметно-игровой среды.
Модель предметно-пространственной среды для детей 4-5 лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Модель предметно-пространственной среды для детей 4-5 лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы методической работы по построению предметно-игровой среды в ДОУ
Методическая работа с педагогами, ориентированная на построение предметно-игрового пространства реализуется в три этапа:
- Подготовительный этап. подготовка к построению среды, посредством изучения методической литературы, учебных пособий, интернет-пространства по вопросам построения предметно-развивающей среды, с учетом возрастных особенностей развития и детей конкретной группы детского сада. Помимо этого, можно проконсультироваться с педагогами других ДОУ для перенимания опыта построения среды, посетить другие ДОУ для наглядного восприятия, посетить мастер-классы по проектированию развивающего пространства. На основании изученного материала, педагоги составляют собственный проект и дизайн предметно-игрового пространства в каждой возрастной группе ДОУ.
- Построение предметно-игрового пространства. Происходит построение предметно-игрового пространства на основании разработанного проекта. Возможно, что среда имеется и ее необходимо преобразовать. Тогда реализуется деятельность по внесению изменений в имеющееся предметно-игровое пространство группы. Чтобы сделать среду динамичной, педагоги используют различные ширмы, жалюзи. Среда каждой возрастной группы является оригинальной. При этом, соблюдаются все принципы ее построения и учитываются особенности возрастного развития детей данной группы.
- Заключительный этап. Проводится анализ итогов деятельности и оценивается ее успешность. Педагоги демонстрируют созданную среду родителям и детям, прогнозируют эффективность ее практического применения в воспитании, обучении и развитии детей.