Факторы реализации личностного подхода в обучении
Личностно-ориентированное обучение – это подход к организации учебно-воспитательного процесса, при котором личность учащегося ставится на приоритетную позицию, а применяемые методы и средства обучения ориентированы на её всестороннее и гармоничное развитие.
Личностный подход в обучении реализуется таким образом, что отношения между учащимися и педагогом носят субъект-субъектный характер, т.е. педагог признает учащего в качестве субъекта образовательной деятельности и учитывает его интересы и потребности, мнение и идеи в ходе ее реализации.
Рисунок 1. Личностный подход к учащимся в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ходе реализации личностно-ориентированного обучения осуществляется выстраивание образовательного маршрута для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей развития и потребностей. Происходит учет его интеллектуальных способностей, физиологических параметров развития, функционирование психических процессов и их динамика.
Основной целью реализации личностного подхода в обучении является целенаправленное личностное развитие учащегося в ходе учебно-воспитательной деятельности. Оно возможно при наличии определенных факторов организации образовательной деятельности. К ним относятся:
- Способ организации педагогического процесса.
- Алгоритм работы педагога. Работа педагога начинается с принятия ценности учащегося и учета его познавательных потребностей и интересов. В соответствии с этим осуществляется выбор форм и методов организации образовательной и воспитательной деятельности.
- Профессиональные и личностные качества педагога, стиль педагогической деятельности. педагогу необходимо руководствоваться принципами гуманистического подхода в обучении, выбирать демократический стиль построения взаимодействия с учащимися, владеть системой нравственных ориентиров деятельности, обладать педагогическим мастерством, педагогическим тактом, толерантностью и уважительно относится к личности каждого учащегося.
- Применение специальной литературы и методических пособий, ориентированных на построение личностно-ориентированного образовательного процесса. Учебный материал должен быть ориентирован на самостоятельную активность и работу учащихся, иметь проблемное изложение учебной информации.
- Формы организации урочной и внеурочной деятельности. любое занятие должно начинаться с мотивации учащихся к активной деятельности и завершаться анализом итогов.
- Применение инновационных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса. Предполагается преобразование классно-урочной системы организации обучения, изменение структуры урока и опора на методы проблемного обучения и проектную деятельность.
- Уровень развития образовательной среды учебного заведения.
- Социальные институты, оказывающие воздействие на личностное развитие учащихся наравне с учебным заведением. Сюда входит взаимодействие школы и семьи, а также учреждений дополнительного образования и культуры.
Функциональная роль личностного подхода в современном образовании
Личностный подход в обучении сформирован для того, чтобы создать личность, способную к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию. Каждый человек должен стать самобытной личностью. Он должен обладать механизмами социальной адаптации и саморегуляции, стремиться к формированию самого себя на протяжении всей жизнедеятельности.
Достижение данной цели обуславливает определенную функциональную роль личностного подхода в обучении. Она проявляется в следующем:
- Ориентация обучения на признание самоценности личности учащегося. Предполагается, что в образовательной среде создаются условия для психического, физиологического и нравственного здоровья учащегося. Ему дается полноценная свобода в самореализации, саморазвитии и самоутверждении, а также создаются условия для формирования его активной познавательной и жизненной позиции. Это можно реализовать, если строить образовательный процесс на принципах взаимопонимания, сотрудничества, общения и принятия.
- Культурное развитие учащегося образовательными средствами. Предполагается, что в ходе обучения, учащиеся усваивают культурные принципы, формируют свою культурную принадлежность, знакомясь с культурным наследием. Этого можно достичь в ходе культурной идентификации, реализуемой методами обучения, которая помогает в установлении связи личности с ее народом, его обычаями и ценностями и направляет на формирование собственного жизненного пути с ориентацией на них.
- Становление личности частью социального пространства. В ходе обучения, основанного на личностном подходе, каждый индивид приобретает возможность самоидентификации с социальной средой, усваивает социальные нормы поведения и осваивает опыт социальной жизнедеятельности. Это достигается за счет построение обучения на индивидуальных началах, т.е.на признании индивидуальности каждого учащегося и творческой направленности деятельности, ориентированной на самоопределение учащегося.
Рисунок 2. Личностно-ориентированное обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правила деятельности педагога при реализации личностного подхода в обучении
Реализация личностного подхода в обучении, на практике, требует от педагога соблюдения ряда правил, построения образовательного процесса. К ним относятся:
- Признание педагогом приоритета отдельной личности перед коллективом;
- Признание каждого учащегося полноправным и равноправным членом образовательной деятельности;
- Создание гуманистического образовательного пространства. Оно основывается на уважении друг друга всеми его членами, равноправии мнения, интересов и потребностей;
- Организация сотрудничества между педагогом и учащимися, гарантирующего возможность самореализации каждого участника обоих сторон;
- Священность личности, прав и свобод учащегося;
- Отказ от дифференциации детей по уровню развития на «сильных» и «слабых»;
- Отказ от ориентации на развитие «сильных» учащихся;
- Изменение направленности образовательной деятельности. Педагог не говорит, что он учит детей, а говорит, что обучение происходит в сотрудничестве, познание носит совместный характер;
- Признание собственной неправоты, наличия ошибок педагогом;
- Ориентация на самообучение и самопознание учащихся. Важно, давать больше возможностей учащимся для самостоятельного поиска информации по теме исследования и совершения собственных открытий;
- Признание права каждого учащегося на собственный образовательный маршрут: выбор содержания обучения и форм его реализации.