Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Знание-ориентированный и личностно-ориентированный подходы к содержанию образования

Сущность личностно-ориентированного подхода к содержанию образования

Личностно-ориентированный подход имеет несколько определений, каждое из которых отражает его сущность с различных точек зрения.

Личностно-ориентированный подход – это подход по формированию содержанию образования, направленный на уважение личности каждого учащегося, его прав и достоинств, охрану детства как одного из важнейших этапов развития личности человека.

Личностно-ориентированный подход – ориентация на такое наполнение содержания образования, которое будет направлено на формирование личности с важными социальными качествами.

Личностно-ориентированный подход – особое содержание образования, направленное на создание эффективных педагогических условий, ориентированных на саморазвитие личностной сферы учащихся.

Замечание 1

Основной целью личностно-ориентированного подхода к содержанию образования является создание условий, при которых будет осуществлено максимальное раскрытие потенциала личности каждого учащегося, его творческих способностей.

Важнейшее значение при организации личностно-ориентированного подхода к наполнению содержания образования имеет соблюдение личностных особенностей и возможностей учащихся. Именно опора на личностные качества способствует организации наиболее эффективного процесса обучения и успешному усвоению научных и учебных знаний. Основными личностными качествами, на которые необходимо обращать внимание являются:

  • направленность
  • ценностные ориентации
  • жизненный план
  • установки
  • ведущие мотивы
  • ведущая деятельность
  • особенности поведения

Все указанные характеристики связаны с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Личностно-ориентированный подход к содержанию образования требует от педагога выполнения следующих условий:

  1. Постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся, их характера, темперамента, жизненных взглядов и привычек.
  2. Осуществление постоянного мониторинга усвоения знаний, умений и навыков. Выявление уровня мышления, интереса, направленности, установок и т.д.
  3. Привлечение детей к интересной посильной деятельности, которая постепенно усложняется, обеспечивая прогресс в развитии личности.
  4. Своевременно выявлять и устранять причины, которые могут оказывать негативное влияние на достижение основной образовательной цели. В случае, если причины вовремя не выявлены и не предотвращены, то необходимо оперативно изменить тактику обучения.
  5. Опора на собственный жизненный опыт.
  6. Сочетание процесса воспитания и самовоспитания личности, оказание помощи в формировании навыков самовоспитания.
  7. Формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельности, инициативности и самоорганизации.
«Знание-ориентированный и личностно-ориентированный подходы к содержанию образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данные условия необходимо осуществлять не по отдельности, а комплексно, только в этом случае можно будет добиться эффективности педагогического процесса.

Принципы личностно-ориентированного подхода

Личностно-ориентированный подход к содержанию образования опирается на следующие принципы:

  1. Принцип направления на развитие личности – подразумевается приоритет сохранения и развития индивидуальности, самоценности и самобытности личности каждого ребенка.
  2. Принцип проектирования образовательного процесса, основанный на организации индивидуальной деятельности учащихся, направленной на усвоение социально значимых норм и правил существования в современном обществе.
  3. Принцип постоянного и всестороннего развития личности – направлен на организацию процесса образования, в рамках которого осуществляется не только овладение нормативной деятельностью, но и обогащение индивидуального опыта каждого учащегося, как одного из важнейших источников саморазвития личности.
  4. Принцип взаимодействия индивидуального опыта ребенка и общественно-исторического опыта, посредством их согласованности между собой.
  5. Принцип социализации индивидуального опыта учащихся – направлен на организацию сотрудничества между специально организованной педагогом деятельностью и жизненным опытом ребенка.
Замечание 2

Таким образом, личностно-ориентированный подход к формированию содержания образования ориентирован на полноценное и всестороннее развитие личности каждого учащегося.

Основой личностно-ориентированного подхода являются два традиционных дидактических принципа, которые и положили ему начало – это принцип учета возрастных особенностей учащихся и принцип индивидуальности воспитания и обучения.

Сущность знание-ориентированного подхода к содержание образования

В настоящее время педагогика ориентирована в первую очередь на реализацию образовательных функций учебного заведения. Содержание образования понимается как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, которые имеют определенный учебный и научный уровень, в зависимости от возраста и учебных возможностей учащихся. Все это и является знание-ориентированным подходом к содержанию образования.

При знание-ориентированном подходе к содержанию образования в центре внимания педагога находятся такие знания как духовное богатство человечества, его жизненный и исторический опыт. Такое содержание образования направлено на полноценную социализацию личности и вхождение учащегося в современный социум, продуктивное существование в нем, эффективное взаимодействие с другими членами.

Замечание 3

Таким образом, с точки зрения знание-ориентированного подхода, содержание образования является одной из основных жизнеобеспечивающих систем.

Отрицательным в знание-ориентированном подходе к содержанию образования является то, что знания выступают как основная ценность и «заслоняют» собой значимости личности ребенка. Все это приводит к ориентации в процессе обучения на среднего учащегося со средним уровнем развития.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot