Общая проблематика коррекционного образования
Коррекционная педагогика – это особая область педагогики, занимающаяся изучением проблем обучения и воспитания детей, имеющих различные нарушения в психическом и физическом развитии.
В настоящее время успешность осуществляемой модернизации отечественного образования во многом зависит от правильности расставленных приоритетов во всех областях образовательной системы. Предъявляемые требования со стороны общества к обучению, воспитанию и развитию детей с особенными образовательными потребностями требуют как можно полнее реализовывать возможности по индивидуализации их образования. Индивидуализация предусматривает возможность подготовки детей к жизни в современном обществе, получение необходимых знаний и умений, с учетом их индивидуальных возможностей, степени тяжести дефекта и общего состояния здоровья.
Таким образом, основными проблемами современной коррекционной педагогики являются: всестороннее и своевременное исследование детей, выявление на ранней стадии отклонений в их развитии и разработка максимально индивидуализированной коррекционно-педагогической программы развития.
Проблематика современной коррекционной педагогики обусловлена её главными ценностями, которые применительно к каждому конкретному возрастному периоду, признают продвижение ребенка по нормальному пути психического и физического развития, а также своевременную коррекцию и предупреждение вторичных нарушений.
Основной целью коррекционной педагогики является организация необходимых условий для личностного развития ребенка с отклонениями, его воспитания и обучения, формирование необходимой жизненной компетенции.
Первостепенные проблемы коррекционной педагогики
Проблемами коррекционной педагогики занимались и занимаются разные ученые, каждый из которых выделяет первостепенную проблему, решение которой на его взгляд является первоочередной.
По мнению О.И. Кукушкиной, одной и первостепенных проблем коррекционной педагогики в настоящее время является поиск эффективных способов интеграции возможности и необходимости передать особенному ребенку культурный и социальный опыт.
Проблемой в данном случае выступают противоречия между возможностью и необходимостью. Не во всех случаях и не при всех видах нарушений можно передать необходимый опыт посредством традиционных методов и средств. В следствие чего, перед коррекционной педагогикой встает вопрос о необходимости разработки эффективных и действенных методов и средств обучения, воспитания и развития аномальных детей.
В то же время Т. Г. Неретина считает, что первостепенной проблемой коррекционной педагогики является проблема трудового обучения, воспитания и коррекции имеющихся дефектов в развитии.
По мнению автора, в процессе приобретения трудовых навыков, дети с отклонениями имеют возможность получить необходимое всестороннее развитие и подготовиться к дальнейшей жизни. Большое значение имеет и коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на формирование у детей эмоционально-волевой сферы, исправление отдельных личностных недостатков и отклонений в поведении.
Данная проблема имеет достаточно сложный и крайне неоднородный характер, который обусловлен соотношением развития и обучения детей с отклонениями. Поэтому ее разрешение только лишь в рамках одной коррекционной педагогики невозможно осуществить качественно и полноценно, важно привлекать и иные смежные научные области.
От решения указанных проблем во многом зависит судьба детей с отклонениями, то, как они будут устроены в современном мире и как они смогут в нем существовать.
В настоящее время, решая данные проблемы, в коррекционной педагогике отмечаются крупные достижения, которые проявляются в следующем:
- Разработка теоретических научных основ, направленных на раннее выявление детей с подозрениями на отклонения в развитии. Данные разработки позволяют выявить отклонения и нарушения в развитии ребенка в первые месяцы его жизни.
- Разработка дифференциальной диагностики и системы специального коррекционного обучения, которые позволяют высоких результатов в качественном уровне психического развития детей и коррекции его нарушений на ранних стадиях онтогенеза.
Еще одной значительной проблемой современной коррекционной педагогики является безосновательная критика в ее адрес со стороны общества.
Общество требует от коррекционной педагогики и дефектологии получение как можно высоких результатов в развитии детей с аномалиями, и упрекают их в медленном развитии. Однако, данная проблема вызвана в первую очередь тем отношением к себе и к детям с отклонениями, которое существовало долгие годы в нашей стране. На аномальных детей не принято было обращать внимания, считалось, что их следует скрывать от общества, не уделялось должного внимания их воспитанию, развитию и обучению. Все это не могло не отложить свой отпечаток на развитие коррекционной педагогики как науки.
Пути решения проблем коррекционной педагогики
По мнению ученых исследователей, проблемы коррекционной педагогики можно решить посредством:
- Всесторонней поддержки и развития действующей государственной системы коррекционного образования, путем введения инновационных методов, средств и форм обучения в рамках современного содержания специального образования.
- Осуществления планомерной и целенаправленной переподготовки кадров, с целью обеспечения максимально возможных условий и качества воспитания, обучения и развития детей с аномалиями.
- Обобщения результатов отечественных и зарубежных исследований детей раннего возраста, организации психолого-педагогической коррекции их развития на ранних стадиях онтогенеза.
- Выработки четкой системы по интеграции аномальных детей в массовых общеобразовательных учреждениях; разработки специализированной поддержки семей детей с отклонениями; разработки и внедрения системы по специализированной подготовке и переподготовке кадров общеобразовательных учреждений для осуществления квалифицированной помощи детям с аномалиями развития.
- Переосмысления целей, задач, методов, средств и содержания обучения в коррекционных образовательных организациях.
- Разработки кардинально новой концепции коррекционного образования, в соответствии с государственным заказом.
- Обеспечения коррекционных учреждений всеми необходимыми материалами, средствами и оборудованием.
Таким образом, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.