Компетентность – это характеристика, которая дается человеку в результате оценки эффективности его деятельности, направленной на разрешение значимых для сообщества проблем.
Впервые компетентностный подход зародился в Англии и был направлен вовсе не на образовательную сферу, а на профессиональную. В 1970-е термины «компетенция» и «ключевые компетенции» стали применятся в США для обозначения набора качеств профессионального работника.
Возник закономерный вопрос: можно ли обучить компетенциям? Таким образом компетенции стали объектом изучения педагогики. В образовании работали с такими основными понятиями как знания, умения, навыки, в то время как в профессиональной сфере требовались компетенции. Перед образованием встала задача адаптировать знания, умения и навыки к определённым компетенциям, которые требуются в профессиональной сфере.
Определение понятия «компетентность»
Следует отметить что термин «компетентность» до сегодняшнего момента не имеет устоявшегося определения. Европейский фонда образования понятию компетентность дается следующие определения:
- способность делать что-либо хорошо или эффективно;
- соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
- способность выполнять особые трудовые функции.
Иными словами, под компетентностью понимают характеристику, которая дается человеку как оценка результативности его деятельности, направленной на разращение значимых для данного сообщества проблем. Такие единицы как знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения можно рассматривать как составляющие компетенции, но даже если человек обладает всеми перечисленными единицами это вовсе не означает что он компетентен.
По мнению А.В. Хуторского, компетентность – это владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, компетентность так же включает отношение ученика к самому предмету. Компетентность является состоявшимся качеством личности ученика, это так же и в некоторой степени небольшой опыт, полученный в определенной сфере.
Определение понятия «компетенция»
Содержание понятия «компетентность» имеет два подхода. Одни ученые рассматривают это понятие как интегральное личностное качество человека, другие исследователи рассматривают его как составляющие деятельности человека, эти составляющие помогают деятельности человека стать более успешной.
Наиболее полным считается определение понятие «компетенция» А.В. Хуторского. Согласно Хуторскому, компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что компетентностный подход включает в себя не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а освоение комплекса этих общностей.
Ключевые компетенции
«Ключевые компетенции» стоят над предметами и над профессиональной детальностью, иными словами они будут необходимы в любой профессиональной сфере. В европейской программе «Определение и отбор ключевых компетенций» под базовыми компетенциями понимают важные качества, которые используются во многих сферах человеческой жизни, эти качества служат залогом успеха и эффективной работы социума.
Существуют главные признаки ключевых компетенций, к ним относятся:
- включение универсальных ментальных средств (способы, приемы, методы), которые помогают достигнуть важных целей
- обладание ими каждым человеком
- помощь человеку как самостоятельно, так и в группе решать проблемы
- формирование исходя из социальных исследований
- на западе ключевые компетенции связаны с принципами прав человека, демократическими ценностями и целями
- формирование в процессе в процессе важной для человека дельности.
Ключевые компетенции в российском образовании
Список ключевых компетенций основан на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и личностного опыта, кроме того следует учитывать основные виды деятельности ученика, которые помогают ему получить социальный опыт, жизненные навыки в современном обществе.
К ключевым компетенциям российского образования относятся:
- компетенции ценностей
- компетенции, относящиеся к общечеловеческой культуре
- компетенции учебного и познавательного процесса
- компетенции, относящиеся к работе с информацией
- компетенции, связанные с общением
- компетенции, связанные с общественно полезной трудовой деятельностью
- компетенции самосовершенствования личности
Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностями, на которые ориентируется ученик. Основу этой компетенции составляет способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Эти компетенции учувствуют в самоопределении ученика.
Общекультурные компетенции предполагают опыт деятельности в сфере общечеловеческой и национальной культуры; познание духовно-нравственных основ жизни всего человечества, а также отдельных этносов и народностей; общественных явлений и традиций; осознание роли науки и религии в жизни человека.
Учебно-познавательные компетенции предполагают совокупность компетенций учащегося в реализации самостоятельной познавательной деятельности, сюда так же входят элементы логической, методологической, общей учебной деятельности.
Информационные компетенции подразумевают овладение навыками деятельности по отношению к учебной информации и областях, связанных с образованием.
Коммуникативные компетенции предполагают знание языков, умения взаимодействовать с окружающими и удаленными людьми; навыки слаженной работы в группе, коллективе, уверенное владение различными социальными ролями.
Социально-трудовые компетенции предполагают умения выполнять роль гражданина, потребителя, производителя, члена семьи и так далее.
Компетенции личностного самосовершенствования подразумевают освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.