Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование эстетической культуры младших школьников в контексте компетентностного подхода

Сущность понятия «эстетическая культура»

Определение 1

Эстетическая культура – это структура чувственно-интеллектуальных способностей человека и его представлений об эстетическом идеале, а также реальные предметы и формы поведения, которые были созданы человеком в соответствии с законами красоты.

Главной функцией современной школы является формирование гармоничной разносторонне развитой личности. Эстетическая культура в этом процессе занимается значительное место. Отношение к миру в плане эстетики формируется у человека на протяжении всей его жизни.

Анализ педагогической, психологической и философской литературы указывает на то, что ключевое средство в формировании эстетической культуры – искусство. Формирование основ эстетической культуры в школе происходит на уроках труда, изобразительного искусства, музыки, несмотря на то, что в учебных планах этим предметам уделяется мало часов.

Определение 2

Эстетика – это часть философии, учение о прекрасном искусстве, о всеобщих законах искусства, эстетического воспитания и художественного творчества человека.

Эстетическая культура является важной частью духовного облика человека. Она выступает как показатель уровня эстетического воспитания и развития, то есть становления внутренних сил человека.

Эстетическая культура младших школьников предполагает симбиоз эстетических навыков, знаний, чувств, убеждений и социальных норм. К характерным функциям эстетической культуры относят:

  • информационно-познавательную, реализуемую в знаниях человека;
  • ценностно-ориентационную, реализуемую убеждениями, ценностями, направленностью эстетических оценок, взглядов и вкусов;
  • деятельно-волевую, реализуемую эстетическими способностями, определяющими социально-творческую направленность эстетической культуры;
  • коммуникативно-регулятивную, которая проявляется эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.
«Формирование эстетической культуры младших школьников в контексте компетентностного подхода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В соответствии с современными представлениями ученых, эстетическая культура является неотъемлемой частью всеобщей культуры. Она представляет не только совокупность усвоенных ценностей в качестве результата предшествующей созидательной деятельности, но и сам процесс созидания, усвоения и потребления, а также распространения эстетических ценностей.

Особенности формирования эстетической культуры в рамках компетентностного подхода

Определение 3

Компетенция – это особый результат образования, который выражается готовностью ученика использовать внутренние и внешние ресурсы, систему полученных знаний, умений и способов деятельности, чтобы осуществлять эффективную деятельность.

Компетенция, как интегративное свойство, состоит из не только из когнитивной и операционально-технологической, но и мотивационной, этической, социальной и поведенческой составляющих, но также определяет систему ценностных ориентаций и убеждений личности.

Общекультурные компетенции могут формироваться несколькими способами.

Во-первых, общекультурные компетенции предполагают:

  • возможность ориентироваться в пространстве культуры, постигать общекультурный опыт при изучении форм общественного сознания – науки, искусства, нравственности и права;
  • готовность принимать участие в позитивном межкультурном общении, сотрудничестве и сотворчестве;
  • использование культурных эталонов в качестве критерия оценки в процессе решения проблем познавательного, мировоззренческого и жизненного характера.

Ценностно-смысловая направленность формирования общекультурных компетенций максимально полно реализуется посредством включения в художественно-творческие, культурно-досуговые, эстетико-познавательные типы деятельности, в процессе которых дети постигают традиции национальной и общечеловеческой культуры, осваивают нравственно-эстетические эталоны, формируется эстетическая культура личности ребенка.

Эстетическая культура личности ребенка выражается способностью эмоционального восприятия, оценки и осознания явлений жизни и искусства, а также преобразования природы, окружающего мира человека в соответствии с законами красоты.

Воспитания эстетических чувств, идеалов, вкусов и оценок вместе с усвоением знаний, с давних времен представляет мощный фактор развития личностного мировоззрения, способствующего его гармоничному эстетическому мировосприятию, нравственному и творческому совершенствования и полноценной самореализации.

Эстетическая компетентность проявляется практической способностью к художественному творчеству в различных сферах искусства: музыкального, изобразительного, хореографического, декоративно-прикладного, а также в полихудожественной деятельности.

Но этим компетентность не ограничивается. Принципиально значимая роль в формировании эстетической культуры принадлежит эстетическому опыту, основанному на сложнейших глубинных психологических процессах, которые проявляются в системе эстетических отношений личности к окружающей природной среде, в соответствии с законами гармонии, выразительности и индивидуальности.

Эстетическое познание окружающего мира и способность дать художественно-эстетическую оценку изучаемым явлениям помогает сформировать способность личности к герменевтическому анализу бытия, способствуя развитию навыков смыслового и семантического анализа всего окружающего человека.

Замечание 1

Компетентности представляют собой меру освоения компетенций, и состоят из знаний, умений, навыков и опыта. Компетентности представляют собой культурное личностное новообразование, то есть структуру, включающую ценности, убеждения, мотивы, знания, привычные и знакомые действия, дорастающие до полноценных деятельностей.

Иными словами, компетентностный подход имеет интегративную природу. Он многофункционален, так как овладение компетенциями помогает решать разнообразные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной областях жизни, особенно актуальны компетенции для процесса формирования эстетической культуры младших школьников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot