Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимодействие семьи и школы в формировании семейных ценностей старшеклассников

Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы

Определение 1

Педагогическое взаимодействие – это комплекс субъект-субъектных взаимоотношений, ориентированных на воспитательное и образовательное сотрудничество, реализуемое путем построения конструктивного диалога и взаимопонимания, единой направленности деятельности всех участников процесса образования, ориентированной на достижение его целей и задач.

В основе педагогического взаимодействия положено ценностно-смысловое единство направленности деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Оно включает в свой состав построение продуктивных взаимоотношений между школой и семьями учащихся. Оно необходимо для успешного воспитания подрастающего поколения, формирование у учащихся старших классов ценностных ориентиров деятельности, усвоения ими духовно-нравственных и семейных ценностей.

Чтобы добиться успешного формирования семейных ценностей и общего нравственного развития учащихся, развитие педагогического взаимодействия семьи и школы должно реализовываться с соблюдением ряда условий. К ним относятся:

  • Организационные условия. Семья и общество должны осознанно подходить к воспитанию подрастающего поколения. К ним относится понимание особенностей и сущности социального становления и развития личности. Также, семьям необходимо ориентироваться на аксиологический – ценностный подход к воспитанию, т.е. заниматься поиском новых подходов к реализации воспитания, ориентированного на усвоение семейных ценностей и духовно-нравственных ориентиров деятельности. К данной группе условий относятся еще и специфические требования к построению педагогического взаимодействия: признание всеми институтами общества семейных ценностей, как особой группы, которые требуют своевременного развития; использование различных программ и дифференцированного подхода к воспитанию нравственности и духовности старшеклассников; организация взаимодействия светского образования и религиозного воспитания, ориентированного на формирование семейных ценностей.
  • Информационные условия. Образовательная организация должна владеть широким спектром информационных ресурсов в области семейного воспитания и нравственного развития подрастающего поколения. Школа должна оказывать помощь в информировании семей о способах духовно-нравственного воспитания личности, привития ценностей старшеклассникам, с целью повышения общей педагогической компетентности семей.
  • Личностные условия. Эти условия включают в себя особенности личностного развития педагогов и родителей, их квалификацию и мастерство, мотивации, личностные взгляды и убеждения, ценностные ориентиры, уровень развития культуры и собственное владение семейными ценностями. Также, сюда входит желание родителей и педагогов установления эффективного сотрудничества в области духовно-нравственного развития старшеклассников.
  • Внутренние условия. Они характеризуют степень включенности субъектов взаимодействия в воспитательный процесс по формированию семейных ценностей старшеклассников. Они определяют внутреннее желание и потребность в духовном развитии своих детей и своих воспитанников педагогами и родителями.
  • Внешние условия. Они предполагают наличие внешнего института или физического лица, который обладает компетентностью в области продуктивного педагогического взаимодействия семьи и школы в процессе формирования семейных ценностей старшеклассников, который организует это сотрудничество и регламентирует его ход.
  • Реадаптационные условия. Данные условия связаны с необходимостью наличия реального опыта у педагогов и родителей в формировании семейных ценностей ребенка старшего школьного возраста, знания воспитательных методов и приемов.
«Взаимодействие семьи и школы в формировании семейных ценностей старшеклассников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Концепция формирования семейных ценностей старшеклассников

В основе данной концепции заложено построение взаимодействия между семьей и школой. Это взаимодействие отражает ответственное отношение субъектов воспитательного процесса: семьи и школы, их взаимосвязанную деятельность по внедрение учащихся в социокультурную среду, присвоение им семейных ценностей и нравственных ориентиров деятельности.

В основе содержания взаимодействия семьи и школы по развитию у старшеклассников семейных ценностей положены следующие группы ценностей:

  1. Абсолютные ценности: любовь, добро, истина, культура, надежда, вера, красота.
  2. Природно-географические ценности: труд, природа, ее особенности и ресурсы.
  3. Общественные ценности: патриотизм, гражданская позиция, свобода, равенство.
  4. Культурно-национальные семейные ценности: семейные традиции, национальный быт, кровные узы, родственные связи.

Чтобы сформировать семейные ценности у учащихся старших классов, необходимо сформировать и иные ценности, а также духовно-нравственные основы мировосприятия.

Формирование семейных ценностей старшеклассников реализуется по специально разработанной концепции. Она основывается на следующих положениях:

  1. Семейные ценности являются гуманистическими ориентирами поведения людей. Они отражают идеальное восприятие мира и являются высшей человеческой ценностью. Данные ценности являются фундаментом построения семьи и ее взаимоотношений, а также социального развития всех членов семьи, воспитания их духовно-нравственных свойств;
  2. В основе эффективного усвоения семейных ценностей старшеклассников лежит построение системы взаимодействия между семьей и школой. Оно должно носить согласованный, непрерывный и системный характер;
  3. Активное взаимодействие семьи и школы, ориентированное на формирование семейных ценностей учащихся строится на основе принципов партнерства и сотрудничества.

Чтобы организовать процесс взаимодействия между семьей и школой, образовательные организации используют разные виды сотрудничества. Например, может быть организована коллективная работа с родителями, путем проведения родительских собраний, родительских тренингов, педагогических бесед, мастер-классов. Кроме того, проводятся индивидуальные беседы и консультации, а также творческие проекты для учащихся, требующие участия родителей. От того, насколько эффективно будет организовано взаимодействие между семьей и школой, творческого компонента этого процесса, творческого подхода обоих сторон зависит результативность формирования семейных ценностей старшеклассников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot