Применение деятельностных компетенций в условиях ФГОС
Федеральные государственные стандарты построения образовательных программ определяют перечень требований к разработке современных образовательных программ и итогам их практической реализации. Эти требования обуславливаются тенденциями текущего этапа общественного развития, требующего смещение акцента с репродуктивного овладения предметными знаниями и навыками к креативным способам применения знаний и умений для решения разнообразных задач, проблемных ситуаций и вопросов. Такой переход связан с выявлением недостатка опыта и знаний в области деятельности в нестандартных ситуациях, способности к проведению анализа деятельности, интерпретации данных, умения сделать грамотный и верный вывод в определенном направлении деятельности, составления прогнозов реализации тех или иных планов, проектов, мероприятий.
При проведении исследований в области эффективности организации программ российского образования были выявлены более низкие результаты наших учащихся, по сравнению с учащимися развитых европейских стран, в выполнении заданий, основанных на использовании научных методов наблюдения, группировки, проведения сравнительного анализа, постановки гипотез и делания выводов, планирования деятельности, проведения экспериментов, проявления своих способностей в нестандартной ситуации.
Проведенные исследования и их показатели обосновали установление новых требований ФГОС в отношении усвоения образовательных программ. Предполагается, что на этапе обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы навыки не только в предметной области, но и универсальных действий, требуемые для образования на последующих этапах, а также развитие навыков самостоятельной деятельности, самоорганизации в решении задач обучения, достижение индивидуального прогресса в приоритетных областях личностного развития.
На сегодняшний день, качество образования характеризуется уровнем освоения специфических, метапредметных знаний, отождествляемых с самоопределением, самореализацией личности, усвоением знаний не для их запаса, а для применения в конкретной деятельности в будущем, их реализации в определенных жизненных условиях, обстоятельствах, процессах и ситуациях.
Современные тенденции общественного развития приводят к тому, что объемы знаний и обладание ими не является показателем качества и эффективности образования. Важное значение приобретает получение навыков грамотного поиска и применения информационных источников. Иными словами, не обязательно обладать большим объемом информации, а уметь ее добывать в нужное время и в нужном количестве, преобразовывать или создавать новую информацию.
В образовательной системе происходит смещение упора с получения большого объема знаний на освоения способов взаимодействия с миром. Поэтому, требуется изменить и характер учебного процесса, и приемы его организации, и методы деятельности обучающихся. Это обуславливает развитие деятельностного подхода в образовательной сфере и развития деятельностных компетенций у учащихся.
Деятельностные компетенции представляют собой способности рациональной и качественной организации и интеграции учащимися своих внутренних и внешних источников, применяемых для принятия конкретных решений и достижения поставленных целей и задач в обучении.
Применение деятельностного подхода для организации учебных занятий позволяет сформировать у учащихся основные деятельностные компетенции:
- Способности и готовности к разрешению проблемных ситуаций.
- Навыки самообразования и саморазвития.
- Умение применять информационные ресурсы.
- Быть готовыми к социальному взаимодействию и овладеть его способами.
- Развить коммуникативную компетентность – навыки извлечения нужной и полезной информации из диалога, способности к выражению и отстаиванию своей точки зрения. Развитие коммуникативной компетенции предполагает организацию на уроках различного вида работы: индивидуальной, парной, групповой, применение ролевых и деловых игр, использование исследовательских проектов, творческих аспектов деятельности, освоение способов применения различных информационных ресурсов.
Деятельностный метод обучения и принципы его организации
Деятельностный метод обучения предполагает организовывать учебный процесс таким образом, чтобы развивать у ребенка навыки самостоятельной деятельности, ее активного проявления, развитие инициативности в обучении, проявления познавательной активности, с целью обеспечения гармоничного и разностороннего личностного развития.
Деятельностный метод обучения основывается на системе дидактических принципов, обеспечивающих его продуктивное применение. К ним относятся:
- Принцип деятельности – основывается на поиске знаний не в готовом виде, а посредством реализации определенных действий т.е. поиска источников информации, осознание ее содержания, выборе оптимальных путей разрешения той или иной проблемы, выборе форм реализации своей учебной работы.
- Принцип непрерывности –преемственность между всеми стадиями учебного процесса, охватывающая методики, техники, содержание образовательных программ, учитывающих возрастные особенности развития обучающихся.
- Принцип психологической комфортности – учебно-воспитательный процесс должен проходить в условиях максимальной психологической комфортности, построения положительных коммуникативных связей и отношений.
- Принцип целостности – в процессе обучения у учащихся должна быть сформирована целостная картина мира, социального, образовательного пространства.
- Принцип вариативности – навыки рассмотрения, анализа и выбора вариантов при принятии того или иного решения, либо разрешения определенной задачи.
- Принцип минимакса – основывается на возможности освоения образовательной программы на уровне своих максимальных способностей с минимальным социальным риском т.е. установленным государственным стандартом овладения знаний и навыков.
- Принцип творческого начала – акцент на развитии творческого потенциала, способностей к применению креативных способов мышления и деятельности, нестандартных подходов в организации образовательного процесса.