Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Повышение педагогической культуры родителей как форма неформального образования взрослых

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Педагогика / Повышение педагогической культуры родителей как форма неформального образования взрослых
Повышение педагогической культуры родителей как форма неформального образования взрослых

Педагогическая культура родителей

Определение 1

Педагогическая культура родителей – это составная часть общечеловеческой культуры, в которой находит отражение опыт эффективного воспитания детей в семье, который был накоплен предыдущими поколениями.

Педагогическая культура родителей состоит из четырех компонентов:

  • знания в области психологии и физиологии детей;
  • знания о целях, способах и средствах педагогической деятельности;
  • навыки и умения достигать воспитательных целей;
  • любовь к детям.

На сегодняшний день существенно вырос интерес педагогов и руководителей образовательных учреждений к работе с семьями, так как совместная работа родителей и педагогов способствует успешному развитию детей. Именно качество работы образовательного учреждения оказывает влияние на педагогическую культуру родителей, а значит, и на уровень семейного воспитания детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Сотрудничество педагогов с родителями дает учителям возможность лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять его индивидуальные особенности, а значит, помогать ему развивать способности и преодолевать негативные проявления в поведении, формировать ценные жизненные ориентации.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повысить их педагогическую культуру – одно из направлений деятельности образовательного учреждения.

При планировании психолого-педагогического просвещения, необходимо базироваться на следующих задачах:

  • сделать образовательное учреждение и семью союзниками в деле воспитания детей;
  • обеспечивать взаимопонимание и согласованное взаимодействие образовательных учреждений с семьями, чтобы осуществлять комплексный подход к воспитанию;
  • нейтрализовать возможное отрицательное воздействие семьи на детей;
  • компенсировать проблемы семейного воспитания;
  • выявлять и развивать воспитательный потенциал семьи.

Формирование педагогической культуры родителей предполагает необходимость использования современных методов общения, к числу которых относятся: ролевое проигрывание проблемной ситуации, игровое взаимодействие детей с родителями, моделирование способов родительского поведения и пр. Они применяются, чтобы у родителей была возможность активно исследовать собственное родительское поведение, получить опыт нового видения привычных способов влияния на детей.

Направления совместной продуктивной деятельности

Принято выделять несколько направлений совместной продуктивной деятельности родителей и педагогов:

  • семинары, конференции и родительские собрания;
  • планирование и реализация, рефлексия мероприятий в качестве крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива;
  • разработка проектов стратегического или тактического значения, например, разработка совместных научно-исследовательских проектов;
  • совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.

Формы и содержание педагогического просвещения родителей зависят от круга их проблем, уровня сознания и культуры, а также компетенции педагога.

Формы организации занятий с родителями достаточно многообразны, основные из них:

  • Лекция – это форма психолого-педагогического просвещения, которая раскрывает сущность определенной воспитательной проблемы. Лучшим лектором будет сам воспитатель, который знаком с интересами детей, умеет анализировать воспитательные явления и ситуации. В связи с чем, в лекции должны быть вскрыты причины явлений, условия их протекания, механизмы поведения ребенка, закономерности его психического развития, правила воспитания в семье.
  • Конференция – форма педагогического просвещения, которая предполагает расширение, углубление и закрепление знаний, касающихся воспитания детей. Конференции могут быть научно-практические, теоретические, читательские, направленные на обмен опытом, конференции матерей, отцов и пр.
  • Практикум – формат работы по выработке у родителей педагогических умений воспитания детей, эффективного решения возникающих педагогических ситуаций, своего рода тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В процессе педагогического практикума должен быть найден выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может оформиться в процессе взаимоотношений родителей с детьми, родителей с ДОУ и пр.
  • Педагогическая дискуссия – наиболее интересная форма повышения педагогической культуры. Ее отличительной особенностью является то, что она дает возможность вовлекать в обсуждение поставленной проблемы каждого из присутствующих, помогает выработать умение всестороннего анализа фактов и явлений, с опорой на приобретенные навыки и накопленный опыт.
  • Ролевая игра – коллективная творческая деятельность, направленная на изучение степени сформированности педагогических умений участников.
  • Индивидуальные тематические консультации несут пользу и им самим и педагогу. Родители получают реальные представления относительно дел и поведения ребенка в образовательном учреждении, а воспитатель получает необходимую ему информацию, чтобы более глубоко понять проблемы каждого ребенка.
  • Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей, в которых помимо родителей и педагогов принимают участие деятели культуры и науки, а также представители общественных организаций.
  • Диспуты и дискуссии – представляют собой обмен мнениями по вопросам воспитания и являются одной из интереснейших форм повышения уровня педагогической культуры родителей, которая позволяет включать их в обсуждение актуальных проблем, помогает формировать умение всестороннего анализа фактов и явлений с опорой на накопленный опыт, а также стимулирует активное педагогической мышление.
  • Встречи с администрацией и педагогами следует проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по тому или иному предмету, выслушивают пожелания родителей. В ходе совместного коллективного поиска можно составить программу действий, перспективный план совместной работы.

Особенно важна в этом плане деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора для педагога, в ситуации умелого взаимодействия они эффективно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлекать детей и родителей к процессу организации общественно-значимых дел, решать проблемы жизни коллектива.