Организационные аспекты коллективного обучения
Коллективная форма организации обучения – это способ организации учебно-воспитательной деятельности, основанный на построении открытого образовательного пространства
При такой организации обучения происходит обучение всеми членами коллектива друг друга, активное участие каждого члена коллектива в обучении своих товарищей, в организации совместной образовательной деятельности.
Коллективное обучение характеризуется следующими положениями:
- Единая направленность деятельности, ориентированная на достижение определенных образовательных целей и задач.
- Опора на сотрудничество и взаимодействие.
- Разделение трудовых и учебных функций, а также обязанностей всех членов коллектива.
- Осознанная деятельность, общественно-полезной направленности.
- Равенство объективных условий обучения для каждого учащегося.
Коллективная работа на уроке реализуется посредством постановке единой цели для всех учащихся и предоставлении им задания, которые они должны выполнить с соблюдением определенных условий, требований, норм. Каждый учащийся привлекается к деятельности, начинающейся с обсуждения поставленной задачи, выработке гипотез ее решения, проверки актуальности и получения итоговых результатов.
Коллективная форма работы на уроках реализуется посредством:
- Обсуждения учащимися поставленной проблемы, задачи.
- Совместного познания чего-то: темы урока, категорий, понятий и т.д.
- Организации взаимообучения: работа в парах, взаимопроверка, взаимоконтроль.
- Тренировка выполнения заданий, отработка усвоенных знаний, навыков деятельности.
Коллективная форма обучения является современным педагогическим методом организации обучения. Она находит активное применение на этапе начального школьного обучения в преподавании различных дисциплин.
Коллективное обучение начинается с первого класса. Учащиеся работают в парах, занимаясь проверкой работы друг друга, оказывая помощь друг другу в освоении материала, выполнении домашних заданий. Далее, происходит проверка выполнения требований педагога. Например, запись домашних заданий, соблюдение требований их выполнения. Начиная со второго, третьего класса обучения, дети учатся работать в мини-группах, вести коллективные обсуждения, выполнять разные роли.
Основы построения коллективного обучения на уроках русского языка начальной школы
Коллективное обучение на урока русского языка ориентировано на такую организацию работы, совместного познания, которая позволяет привлечь каждого учащегося к деятельности, сделать его активным добытчиком знаний.
Коллективная форма работы на уроках имеет свои особенности организации. Они заключаются в следующем:
- Формирование у учащихся навыков сотрудничества. Они заключаются в развитии умения договариваться, приходить к компромиссу;
- Формирование интеллектуальных основ учебной деятельности. В ходе коллективной работы формируются обобщенные интеллектуальные навыки. Для этого применяются задания, в которых учащиеся дополняют ответы друг друга, повторяют сказанное педагогом и одноклассниками, предлагают иные варианты решения, поставленной задачи, отличительные версии;
- Организация парной работы. Учащиеся разделяются на пары по различным признакам. Например, это может быть объединение сильного и отстающего учащегося с целью его развития и мотивации к деятельности. При разделении на пары, педагог применяет систему заданий по русскому языку, позволяющую диагностировать определенные навыки учащихся, знаний и умений;
- Смена ролевых функций каждого учащегося. Работа требует периодизации деятельности учащихся. К примеру, сначала учащийся выполняет роль проверяющего, затем, обучающегося или обучаемого. Такая деятельность актуально при проведении взаимных диктантов. Учащиеся меняются партнерами и выполняют разные функции учебной деятельности;
- Организации работы в мини-группах. Она строится на основании составления заданий, их отражении на карточках, которыми учащиеся обмениваются друг с другом. Так, каждый учащийся выполняет все задания, а затем производится взаимная проверка и оценка деятельности друг друга;
- Организация работы на основе взаимной ответственности каждого учащегося. Каждый отвечает не только за свои знания, за то, что удалось познать ему, а еще и за успехи своих товарищей.
Организация парной работы на уроках русского языка
В начальной школе, особенное распространение получила парная работа. Она выступает формой коллективного обучения и опирается на его организационные аспекты.
Рассмотрим примеры проведения уроков русского языка в начальной школе на основе коллективного обучения – работе в парах. Вот некоторые варианты уроков:
- Урок по теме безударные гласные в корне слова. Педагог записывает на доске ряд слов: море, полет, трава, письмо, коса, трасса, лететь, косить. Учащиеся разделяются на пары и ведут обсуждение о том, в каких словах можно проверить безударную гласную. В ответе необходимо привести проверочные слова, а также назвать словарные слова. Из пары выбирается учащийся, который будет отвечать. Затем происходит разбор ответов всем классом, т.е. другие пары подключаются к работе.
- Урок по теме числа, рода имен существительных. Дети делятся на пары. Им даются карточки с заданиями, на которых указаны имена существительные в разном числе и роде. Необходимо разделить их на группы: существительные в единственном, во множественном числе, мужского, женского и среднего рода.
- Урок по теме имена прилагательные. Даются задания, в которых имена прилагательные записываются то со строчной, то с заглавной буквы: Балтийское море, зеленая чашка, Красное море, Василиса Прекрасная, черная смородина. Учащиеся ведут парное обсуждение по вопросу почему происходит такое различие в записи? Выбирается учащийся из пары, который даст объяснение. Второй, может его дополнить.
- Работа по составлению предложений. Дается слово, с которым необходимо составить предложения при его применении в разных значениях. Например, слово печь, полет, картон.
Таким образом, парная работа имеет множество вариантов реализации. Выбор их зависит от творческого видения педагога и его профессиональной компетентности.