Учебное сотрудничество как форма организации учебной деятельности
Современные образовательные стандарты выдвигают ряд принципиально новых требований к уровню подготовки учеников начальной школы. В частности, речь идёт о развитии умений сотрудничества, избегания конфликтов и выхода из спорных ситуаций. Как часть общих коммуникативных умений рассматривается также способность взаимодействовать с другими людьми в разных ситуациях общения в процессе решения совместных задач, а также отстаивать свою точку зрения и принимать позицию другого в споре.
Данные навыки являются частью социально-коммуникативных компетенций личности, базирующихся на развитой эмпатии, способности к коллективной деятельности и эффективной кооперации усилий для достижения результатов.
Сотрудничество в обучении может пониматься двояко:
- В более широком смысле под сотрудничеством следует понимать особый педагогический стиль и образовательную технологию, базирующуюся на таком стиле, в основе которых лежит идея совместной деятельности, взаимопонимания, взаимопомощи и объединения усилий в коллективной учебной работе.
- В узком смысле сотрудничество на уроке выступает как приём организации совместной деятельности учеников для более успешного и продуктивного решения учебных задач и развития коммуникативных навыков личности.
Преимущества обучения, в процессе которого организуется сотрудничество, очевидны и заключаются в следующем:
- Создание атмосферы доброжелательности на уроке, минимизация тревожности в ходе усвоения новых, зачастую сложных учебных задач.
- Развитие мотивации, повышение личностной значимости содержания изучаемого материала.
- Содействие активности, сознательности в процессе постановки и решения учебно-познавательных задач.
- Развитие кооперации между учениками в классном коллективе, укрепление дружеских и деловых связей.
- Возможность дифференцировать содержание изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка, работающего в группе, подходящей ему по темпу деятельности и интеллектуальному уровню.
- Создание ситуации успеха на уроке, возможность вовлечь в процесс познания как можно большее количество детей, продемонстрировав каждому ученику его личный вклад в решение общей учебной задачи.
Сотрудничество на уроке организуется в рамках диады «ученик – ученик», когда дети взаимодействуют между собой, а также в рамках триады «учитель – отдельный ученик – классный коллектив», в которой учитель играет роль модератора, координирующего действия всех участников.
Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Методика организации учебного сотрудничества на уроках базируется на методически грамотном и систематическом использовании различных форм групповой работы с учениками. Среди данных форм выделяются парная, групповая, коллективная работа. Рассмотрим их более подробно.
Парная работа – это организация взаимодействия между двумя учениками (обычно являющимися соседями по парте) в ходе выполнения ими совместных учебных заданий.
Парная работа имеет свои преимущества перед индивидуальной:
- В ходе парной работы дети получают возможность обменяться учебным опытом, восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, объединить свои усилия в процессе выполнения заданий.
- Такой вид работы помогает учиться распределять роли между участниками взаимодействия, даёт возможность каждому ученику внести равный вклад в работу.
- Облегчает процесс усвоения новых знаний, уменьшая долю работы каждого ученика, но повышая объём выполняемых учебных заданий.
- Снимает страх перед трудными учебными задачами, формирует чувство уверенности в себе, развивает навыки взаимопомощи и эмпатии.
Следующей формой организации учебного сотрудничества выступают групповые формы работы, которые являются наиболее распространёнными.
Групповая работа – вид учебной деятельности, организуемый в условиях работы небольших групп переменных или постоянных по составу участников.
В группу может входить три-четыре, иногда пять-шесть человек. Состав таких групп, как правило, неоднороден. Иногда он носит случайный характер, но чаще всего педагог старается так распределить участников, чтобы в каждой группе были ученики, примерно соответствующие друг другу по уровню подготовки. Тогда они справляются с предложенными ими заданиями и активно включаются в работу.
На этапе первоначального использования групповой работы важно обучить детей навыкам взаимодействия в рамках своего объединения. Учитель должен распределить роли участников: спикер, модератор, секретарь, генератор идей, критик и проч. В соответствии с принятой на себя ролью ученик действует в группе, внося свой вклад в решение общей задачи.
Коллективная работа вовлекает весь класс, поэтому является наиболее сложной, так как требует дисциплинированности и организованности всех участников взаимодействия. Такие формы организации учебной деятельности используются нечасто, однако они вполне уместны при «мозговом штурме», диспуте, учебно-ролевых играх.
Используя данные формы работы, необходимо помнить, что ведущая роль в организации сотрудничества на уроках принадлежит учителю, поэтому он должен грамотно выстраивать ход учебной деятельности для достижения результата в рамках группового взаимодействия.