Сущность и предназначение ФГОС
Образовательный стандарт – это нормативно-правовой документ, которым регулируются отношения в сфере образования между детьми, педагогами, родителями и образовательным учреждением, которые могут возникнуть в процессе реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по количеству и качеству содержащихся в нем нововведений не имеет равных себе. Впервые данный стандарт рассматривается в качестве конституции жизни школы. Переходя на ФГОС ООО необходимо, чтобы каждый участник педагогического коллектива образовательного учреждения в полной мере понимал ряд ключевых особенностей образовательного учреждения ФГОС второго поколения:
Стандарт рассматривается в качестве совокупности трех «Т»:
- требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
- требования к структуре освоения программы ООО,
- требования к условиям освоения программы ООО;
Системно-деятельный подход в качестве методологической основы ФГОС ООО
Системно-деятельностным подходом обеспечивается:
- процесс формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития учеников в образовательной системе;
- активная учебно-познавательная деятельность учеников;
- построение образовательного процесса, учитывая индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности учеников.
Сущность системно-деятельностного подхода заключается в формировании личности учащегося и продвижении его в развитии, которое осуществляется не при восприятии знаний в готовом виде, а когда он осуществляет деятельность самостоятельно, направляется на открытие нового знания.
На сегодняшний день важно не просто предоставить ребенку багаж знаний большого объема, но и развить у него способность к самостоятельной постановке учебных целей, проектированию путей из реализации, контролю и оцениванию своих достижений, то есть умение учиться.
Применение системно-деятельностного подхода ориентируется, в первую очередь, на процесс формирования информационно-коммуникативной культуры учеников, их познавательную активность и мотивированность на самостоятельную учебную деятельность. Системно-деятельностный подход помогает сформировать ключевые компетентности учеников, например, готовность решать проблемы, технологческую компетентность, готовность к самообразованию и использованию информационных ресурсов, готовность осуществлять социальное взаимодействие и коммуникативная компетентность.
Требования ФГОС к результатам освоения программы
ФГОС ООО установил ряд новых требований к планируемым результатам освоения учениками основной образовательной программы основного общего образования:
- личностные – включают готовность и способность учеников саморазвиваться и самоопределяться, формировать в них мотивацию учиться и осуществлять целенаправленную познавательную деятельность, систему существенных социальных и межличностных связей, а также ряд ценностно-смысловых установок, в которых отражены личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание и способность постановки целей и построения планов на жизнь, способность осознавать российскую идентичность в поликультурном социуме;
- метапредметные – включают необходимость освоения учениками межпредметных понятий и универсальных учебных действий, включая регулятивные, познавательные, коммуникативные, а также способности использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельном планировании и осуществлении учебной деятельности и организации процесса учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
- предметные – включают освоенные учениками при изучении учебного предмета умения, специфические для рассматриваемой предметной области, а также типы деятельности, направленные на получение новых знаний, не выходя за рамки учебного предмета. Преобразование и применение полученных знаний в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, а также для формирования научного типа мышления, научных представлений, касающихся ключевых теорий, типов и видов отношений, а также овладение научной терминологией и приемами.
Иными словами в ФГОС, претерпели изменение представления, касающиеся образовательных результатов – стандарт второго поколения ориентирован не только на предметные, как раньше, но и на метапредметные личностные результаты.
Ценностно-нормативной основой разработки и реализации ФГОС ООО считают концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. Конкретизируется соотношение образования и воспитания. Воспитание начинает рассматриваться в качестве миссии образования.
ФГОС ООО отведена значительная роль родителям, или законным представителям учащихся при проектировании и реализации основной образовательной программы основного общего образования, включая, сопоставление учебного плана. В учебном плане образовательного учреждения обязательно предусматривается возможность ввести учебные курсы, которыми обеспечиваются образовательные потребности и интересы всех участников образовательной деятельности, включая этнокультурные отношения, время на осуществления внеурочной деятельности. В связи с этим, для классов одной параллели может составляться общий учебный план, а может разный. Внеурочную деятельность организуют в соответствии с основными направлениями развития личности – спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, социальным, общеинтеллектуальным, общекультурным.