Творческое саморазвитие учащихся как приоритетная цель учебно-воспитательной работы
Творческое саморазвитие – это разновидность творческой деятельности, основанная на стремлении личности к повышению своей творческой компетентности, самопознанию, самореализации, самоутверждению и самовыражению.
В основе организации педагогической деятельности лежит полноценное развитие личности. Творческое развитие учащегося – важный аспект данного развития.
Сформировать у каждого учащегося потребность в саморазвитии и навыки данного направления деятельности является продуктивным итогом реализации учебно-воспитательной деятельности. Особенно, если она опирается на личностно-ориентированный подход.
Творческое саморазвитие учащихся в педагогическом процессе опирается на следующие условия:
- Реализация личностно-ориентированного подхода.
- Индивидуальная направленность обучения и воспитания.
- Творческое содержание образовательной программы и разных направлений деятельности учащихся.
- Наличие яркой, эмоционально окрашенной, насыщенной развивающей среды в учебном заведении.
- Опора на искусство и культуру, художественную деятельность учащихся, являющихся средством самопознания и самовыражения личности.
- Включение учащихся в активную самостоятельную художественно-творческую деятельность на всех уровнях и стадиях образования.
- Включение учащихся в исследовательскую деятельность.
- Организация в учебном заведении дополнительной внеурочной деятельности: кружки, клубы по интересам, исследовательские центры, проведение совместных экскурсий, походов.
- Использование методов проблемного обучения. Они позволяют активизировать творческое мышление учащегося и стимулировать его к самостоятельному поиску, проявлению инициативы.
- Создание условий для творческой мотивации учащихся. В начальной школе формируется интерес к творчеству, искусству; в средней происходит формирование потребности в художественно-творческой деятельности и воспитание устойчивого интереса к ней; в старшей школе – активизация культурного опыта, повышение общей культуры личности в ходе освоения разных аспектов художественной и творческой деятельности.
Творческое саморазвитие необходимо каждой личности, поэтому воспитанию его основ уделяется особое внимание в педагогическом процессе. Оно реализуется на основании составления специальных программ. Таких программ большое количество. Они разделяются в зависимости от сферы личности, на которую опирается реализация процесса творческого саморазвития.
Программы интеллектуального саморазвития
Данные программы опираются на развитие интеллектуальной сферы личности учащегося. Развитый интеллект - основа успеха в любой сфере деятельности. Интеллектуальный компонент необходим в творческом процессе. Он помогает активизировать креативное мышление, логику деятельности.
Программы интеллектуального саморазвития учащихся опираются на формирование познавательной активности учащегося. Такие программы включают в себя следующие направления деятельности:
- Изучение родного и иностранных языков.
- Развитие общей культуры учащегося.
- Расширение кругозора учащегося.
- Формирование мотивации к познанию и исследованию.
- Познание мира с научной точки зрения (изучение различных наук и их закономерностей, описания ими устройства мира и его процессов).
Программы физического саморазвития
Физические процессы имеют тесную связь с интеллектом. Это обуславливает необходимость физического развития для повышения интеллектуального уровня развития личности.
Физическое саморазвитие не предполагает усиленную спортивную подготовку и завоевание медалей на Олимпиадах. Оно реализуется по следующим направлениям деятельности:
- Развитие мотивации к физическим упражнениям. Развивается привычка выполнения регулярных физических упражнений, которая становится потребностью.
- Пропаганда здорового образа жизни. Развитие желания и стремления к сохранению и поддержанию своего здоровья, бережному отношению к нему является залогом полноценного развития личности.
- Включение дисциплины «Физическая культура» в образовательный процесс учебных заведений. На занятиях по данной дисциплине происходит развитие двигательных навыков учащихся, формируется координация движений, развивается мышечная активность, повышается тонус мышц и т.д.
- Профилактика употребления алкоголе содержащих, наркотических, психотропных и иных веществ.
Программы духовного саморазвития
Данные программы опираются на создание комфортной психологической обстановки в учебном заведении, развитие эмоциональной сферы личности.
Духовное саморазвитие тесно связано с физическим и интеллектуальным становлением личности. физическое развитие организма и его интеллектуальное развитие не может быть реализовано без участия духовной сферы личности.
Программы духовного саморазвития личности учащихся включают в себя следующие направления деятельности:
- Развитие эмоциональной сферы личности.
- Формирование любви к Родине, своему народу через патриотическое воспитание.
- Экологическое воспитание, формирующее основы бережного отношения к природе и ее процессам.
- Воспитание уважения к труду и принятие его ценности.
- Развитие позитивного отношения к миру и его закономерностям, а также позитивного восприятия всего окружающего.
- Изучение истории и культуры своего народа, его обычаев и традиций.
- Нравственное развитие личности.
Программы культурного саморазвития
Культурное развитие личности, формирование основ культурного поведения, стремления к совершенствованию своей личности в данной сфере – является основой культурного саморазвития каждой личности.
Программы культурного саморазвития учащихся включают следующие направления деятельности:
- Этическое воспитание. Оно связано с усвоением норм этического поведения.
- Эстетическое развитие личности. Оно предполагает формирование основ эстетического восприятия, любви к прекрасному.
- Знакомство с историей.
- Изучение дисциплин сферы искусства: музыка, изобразительное искусство, ритмика.
- Организация посещений учреждений культуры: театры, музеи, галереи, концерты.
- Развитие организационных навыков деятельности.
Программы социального саморазвития
Социальное саморазвитие связано со становлением личности в качестве члена социальной сферы, нахождением своего места в социальном мире и совершенствованием навыков установления социальных связей и отношений, продуктивного социального взаимодействия.
Социальное саморазвитие осуществляется по следующим направлениям:
- Создание комфортной психологической среды в учебном заведении.
- Формирование навыков коллективного взаимодействия.
- Воспитание толерантности.
- Развитие основ самоконтроля и саморегуляции поведения.
- Организация совместного творчества учащихся.
- Использование технологий проектного обучения.
Как правило, творческое саморазвитие личности является комплексным процессом. Оно требует активизации работы всех сфер личности. Какие-то сферы требуют особого внимания, а какие-то оказываются на высоком уровне развития, но не исключают их совершенствование. Это обуславливает использование комплексных программ творческого саморазвития учащихся.