Методы профессионального обучения – это способы организации образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях, ориентированные на получение учащимися системы профессиональных знаний и навыков деятельности, формирование профессиональной компетентности.
Методы профессионального обучения отражают совокупность средств и инструментов, применяемых преподавателями средних профессиональных и высших учебных заведений для подготовки студентов к дальнейшему этапу их жизнедеятельности – работе по профессии, формирования знаний в области избранного профессионального направления деятельности.
Методы профессионального обучения ориентированы на достижение целей и задач профессионального уровня образования.
Рассмотрим классификацию методов профессионального обучения, предложенную Л.Г. Семушкиной – известным педагогом-профессором, занимающимся исследованиями в области содержания, технологии профессионального обучения и методической работы педагога в данном процессе.
Методы профессионального обучения, в соответствии с классификацией, предложенной Л. Г. Семушкиной, делятся на следующие группы:
- Методы активного обучения.
- Информационно-развивающие методы.
- Методы практического обучения.
- Проблемно-поисковые методы обучения.
Методы активного обучения и их использование в профессиональном обучении
Методы активного обучения - это способы организации работы учащихся на учебном занятии, побуждающие их к проявлению активности и инициативности, стимулирующие к познанию и овладению учебным материалом.
Такие методы способствуют активизации исследовательской и поисковой работы учащихся. Преподаватель не дает знания в готовом виде, а дает способ их поиска. Учащиеся совершают мыслительные операции, выполняют ряд практических действие, которые приводят их к открытию новой информации, получению нового знания по заданному направлению.
Активные методы профессионального обучения внедряются в него на разных стадиях его реализации: начиная с начального этапа получения новой информации и, завершая закрепление знаний и формирование навыков профессиональной деятельности.
Активные методы обучения делятся на две большие группы:
- Имитационные методы обучения. Такие методы основываются на использовании моделей. В образовательном процессе используются модели реальных профессиональных ситуаций, максимально реалистично их отображающие. Они позволяют в короткие сроки освоить навыки профессиональной деятельности разного рода и типа, сформировать о ней полноценное представление и закрепить навыки в своем сознании. Имитационные методы обучения могут быть реализованы в игровой форме: организация ролевой или деловой игры. Также, могут быть организованы лабораторные работы, использованы упражнения для решения практических профессиональных задач, анализа производственных процессов, изучение алгоритма выполнения разнообразных профессиональных операций.
- Неимитационные методы обучения. Они связаны с познанием профессиональной деятельности без построения ее модели. Оно может осуществляться самостоятельно из учебной литературы и методических пособий, лекционных занятий, организации дискуссий, использования проблемных ситуаций, проведения лабораторных исследований.
Данные методы обучения характеризуются высокой эффективностью, поскольку способствуют формированию познавательной заинтересованности, активизации мышления, проявлению инициативы и самостоятельности в познании. Но их использование требует больших временных затрат. Поэтому они используются только в отдельных частях учебного процесса.
Информационно-развивающие методы профессионального обучения
Информационно-развивающие методы обучения – это способы представления учебной информации в готовом виде, ориентированные на ее усвоение и закрепление, а также познавательное профессиональное развитие учащихся.
Разновидностями таких методов обучения являются:
- Лекция – изложение учебного материала преподавателем и его конспектирование студентами. Лекция имеет четкое построение и компактное изложение учебного материала. Его просто записывать и удобно запоминать, в силу краткого представления большого объема данных, отражения сути содержания.
- Рассказ – повествование преподавателя о каком-то событии или явлении в профессиональной сфере деятельности, истории ее развития и т.д.
- Объяснение – отражение учебного материала путем пояснения его сущности и значимости, демонстрации практического использования или основных характеристик.
- Беседа – передача учебной информации в ходе его совместного обсуждения и анализа сведений с учащимися.
- Просмотр учебных видеофильмов и видеороликов.
- Самостоятельное изучение учебной литературы.
- Самостоятельная работа с обучающей программой.
Использование практических методов в профессиональном обучении
Методы практического обучения – это способы освоения навыков профессиональной деятельности, способствующие овладению профессиональными операциями и развитием профессиональной компетентности у будущих специалистов.
Использование данных методов в учебном процессе следуют только после овладения учащимися системой теоретических знаний, требующих практического закрепления. Эти знания требуют практической отработки, т.е. использования в реальных условиях профессиональной деятельности (производственная практика) или моделировании производственных процессов разного рода, выполнения заданий на тренажерах.
Проблемно-поисковые методы обучения
Проблемно-поисковые методы обучения – это способы организации профессионального познания, основанные на постановке проблемы, поиске способов ее решения и открытии новой информации, формулировании умозаключений, выводов. Роль преподавателя при использовании данных методов сводится к направлению деятельности студентов. Он мотивирует к познанию и творческому поиску.
К основным видам методов данной группы относятся:
- Проблемная лекция – постановка проблемы в начале лекции и ее постепенное развитие и решение в ходе чтения лекционного материала.
- Эвристическая беседа – умело поставленные вопросы преподавателя в ходе объяснения учебного материала, требующие активизации знаний и навыков студентов, для ответа на них. Студенты делают открытия в области профессиональной деятельности самостоятельно. Это мотивирует их к познанию.
- Учебная дискуссия – постановка проблемы и предложение студентами различных вариантов ее решения и их обсуждение для выявления наиболее оптимального и продуктивного.
- Поисковое лабораторное исследование – практические действия, направленные на решение поставленной задачи, формулирование выводов, доказывания чего-либо.
- Исследование – самостоятельная деятельность, направленная на проверку достоверности теоретических знаний и навыков в том или ином направлении профессиональной деятельности.