Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классификация методов профессионального обучения по Л. Г.Семушиной

Определение 1

Методы профессионального обучения – это способы организации образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях, ориентированные на получение учащимися системы профессиональных знаний и навыков деятельности, формирование профессиональной компетентности.

Методы профессионального обучения отражают совокупность средств и инструментов, применяемых преподавателями средних профессиональных и высших учебных заведений для подготовки студентов к дальнейшему этапу их жизнедеятельности – работе по профессии, формирования знаний в области избранного профессионального направления деятельности.

Замечание 1

Методы профессионального обучения ориентированы на достижение целей и задач профессионального уровня образования.

Рассмотрим классификацию методов профессионального обучения, предложенную Л.Г. Семушкиной – известным педагогом-профессором, занимающимся исследованиями в области содержания, технологии профессионального обучения и методической работы педагога в данном процессе.

Методы профессионального обучения, в соответствии с классификацией, предложенной Л. Г. Семушкиной, делятся на следующие группы:

  • Методы активного обучения.
  • Информационно-развивающие методы.
  • Методы практического обучения.
  • Проблемно-поисковые методы обучения.

Методы активного обучения и их использование в профессиональном обучении

Методы активного обучения - это способы организации работы учащихся на учебном занятии, побуждающие их к проявлению активности и инициативности, стимулирующие к познанию и овладению учебным материалом.

Такие методы способствуют активизации исследовательской и поисковой работы учащихся. Преподаватель не дает знания в готовом виде, а дает способ их поиска. Учащиеся совершают мыслительные операции, выполняют ряд практических действие, которые приводят их к открытию новой информации, получению нового знания по заданному направлению.

«Классификация методов профессионального обучения по Л. Г.Семушиной» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Активные методы профессионального обучения внедряются в него на разных стадиях его реализации: начиная с начального этапа получения новой информации и, завершая закрепление знаний и формирование навыков профессиональной деятельности.

Активные методы обучения делятся на две большие группы:

  1. Имитационные методы обучения. Такие методы основываются на использовании моделей. В образовательном процессе используются модели реальных профессиональных ситуаций, максимально реалистично их отображающие. Они позволяют в короткие сроки освоить навыки профессиональной деятельности разного рода и типа, сформировать о ней полноценное представление и закрепить навыки в своем сознании. Имитационные методы обучения могут быть реализованы в игровой форме: организация ролевой или деловой игры. Также, могут быть организованы лабораторные работы, использованы упражнения для решения практических профессиональных задач, анализа производственных процессов, изучение алгоритма выполнения разнообразных профессиональных операций.
  2. Неимитационные методы обучения. Они связаны с познанием профессиональной деятельности без построения ее модели. Оно может осуществляться самостоятельно из учебной литературы и методических пособий, лекционных занятий, организации дискуссий, использования проблемных ситуаций, проведения лабораторных исследований.

Данные методы обучения характеризуются высокой эффективностью, поскольку способствуют формированию познавательной заинтересованности, активизации мышления, проявлению инициативы и самостоятельности в познании. Но их использование требует больших временных затрат. Поэтому они используются только в отдельных частях учебного процесса.

Информационно-развивающие методы профессионального обучения

Информационно-развивающие методы обучения – это способы представления учебной информации в готовом виде, ориентированные на ее усвоение и закрепление, а также познавательное профессиональное развитие учащихся.

Разновидностями таких методов обучения являются:

  1. Лекция – изложение учебного материала преподавателем и его конспектирование студентами. Лекция имеет четкое построение и компактное изложение учебного материала. Его просто записывать и удобно запоминать, в силу краткого представления большого объема данных, отражения сути содержания.
  2. Рассказ – повествование преподавателя о каком-то событии или явлении в профессиональной сфере деятельности, истории ее развития и т.д.
  3. Объяснение – отражение учебного материала путем пояснения его сущности и значимости, демонстрации практического использования или основных характеристик.
  4. Беседа – передача учебной информации в ходе его совместного обсуждения и анализа сведений с учащимися.
  5. Просмотр учебных видеофильмов и видеороликов.
  6. Самостоятельное изучение учебной литературы.
  7. Самостоятельная работа с обучающей программой.

Использование практических методов в профессиональном обучении

Методы практического обучения – это способы освоения навыков профессиональной деятельности, способствующие овладению профессиональными операциями и развитием профессиональной компетентности у будущих специалистов.

Использование данных методов в учебном процессе следуют только после овладения учащимися системой теоретических знаний, требующих практического закрепления. Эти знания требуют практической отработки, т.е. использования в реальных условиях профессиональной деятельности (производственная практика) или моделировании производственных процессов разного рода, выполнения заданий на тренажерах.

Проблемно-поисковые методы обучения

Проблемно-поисковые методы обучения – это способы организации профессионального познания, основанные на постановке проблемы, поиске способов ее решения и открытии новой информации, формулировании умозаключений, выводов. Роль преподавателя при использовании данных методов сводится к направлению деятельности студентов. Он мотивирует к познанию и творческому поиску.

К основным видам методов данной группы относятся:

  1. Проблемная лекция – постановка проблемы в начале лекции и ее постепенное развитие и решение в ходе чтения лекционного материала.
  2. Эвристическая беседа – умело поставленные вопросы преподавателя в ходе объяснения учебного материала, требующие активизации знаний и навыков студентов, для ответа на них. Студенты делают открытия в области профессиональной деятельности самостоятельно. Это мотивирует их к познанию.
  3. Учебная дискуссия – постановка проблемы и предложение студентами различных вариантов ее решения и их обсуждение для выявления наиболее оптимального и продуктивного.
  4. Поисковое лабораторное исследование – практические действия, направленные на решение поставленной задачи, формулирование выводов, доказывания чего-либо.
  5. Исследование – самостоятельная деятельность, направленная на проверку достоверности теоретических знаний и навыков в том или ином направлении профессиональной деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 06.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot