Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

УУД как базовые элементы проявления ученической позиции

Сущность и функции УУД

Определение 1

Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщенные действия, которые открывают возможности ориентации учеников в разнообразных предметных областях, а также в построении самой учебной деятельности, в том числе ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Одна из особенностей УУД – универсальность, проявляющаяся в:

  • надпредметном, метапредметном характере;
  • обеспечении целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития индивида;
  • обеспечении преемственности каждой степени образовательной деятельности;
  • являются основание организации и регуляции любого типа деятельности учащихся, вне зависимости от специально-предметного содержания;
  • обеспечении этапов усвоения учебного материала и формировании психологических способностей учащихся.

Основными функциями УУД являются:

  • обеспечить возможности ученика к самостоятельному осуществлению деятельности учения, постановке учебных целей, поиску и использованию необходимых средств и способов достижения, контролю и оценке процесса и результатов деятельности;
  • создать условия для развития личности и ее самореализации на основании готовности непрерывно получать образование, компетентность «научить учиться», а также толерантность поликультурного общества, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, а также сформировать картину мира и компетентности в любой предметной области познания.

Теоретико-методологическое обоснование формирования УУД – это системно-деятельностный культурно-исторический подход, который основывается на работах таких выдающихся педагогов, как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Гальперин П.Я., Давыдов В.В. Данный подход наиболее полно раскрывает ряд основных психологических условий и механизмов процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общей структуры учебной деятельности учеников.

«УУД как базовые элементы проявления ученической позиции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды УУД в ученической позиции

В качестве психолого-педагогической платформы формирования УУД можно рассматривать личностное развитие в системе образования. Универсальные учебные действия являются основой образовательного и воспитательного процессов. Качество усвоения знаний определяется через характер и многообразие видов УУД, которые подразделяются на:

  • личностные;
  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • регулятивные.

Личностными универсальными учебными действиями обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учеников, а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Они в свою очередь подразделяются на три основных вида действий:

  • жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, установление учениками связей цели учебной деятельности с ее мотивами, иными словами это связь результата учения и того, чем побуждается деятельность. Ученик должен задаться вопросом о том, какой смысл имеет учение для себя, а также найти на него ответ;
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, основываясь на социальных и личностных ценностях, которое обеспечивает личностный моральный выбор.

Познавательные УУД состоят из общенаучных действий, логических учебных действий, а также действий по постановке и решению проблемы. Общенаучными универсальными действиями являются:

  • самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, а также использование методов информационного поиска, включая компьютерные средства;
  • структурирование имеющихся знаний;
  • осознанность и произвольность в построении речевых высказываний в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • определение первостепенной и второстепенной информации, свободное ориентирование и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватное оценивание языка СМИ.

К логическим УУД относят:

  • анализ и синтез объектов. То есть выделение отдельных признаков и составление целого из отдельных частей;
  • выбор основания и признаков для сравнения, классификация объектов;
  • выведение следствий из понятия;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек и объектов явлений;
  • выдвижение и обоснование гипотез.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют развитию социальной компетентности и учету позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, участников коллективного обсуждения проблем.

Коммуникативными действиями являются:

  • планирование учебного сотрудничества с ровесниками и учителями, формулирование цели, определение функций участников и способов их взаимодействия;
  • постановка вопросов и инициативное сотрудничество в процессе поиска и сбора информации;
  • разрешение конфликтной ситуации: выявление и идентификация проблемы, с поиском и оценкой альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Важную роль в формировании коммуникативных УУД, как и в формировании личности в целом, играет организация совместной работы учеников внутри группы.

Регулятивными УУД обеспечивается организация учениками собственной учебной деятельности. Его составляющими выступают:

  • целеполагание, рассматриваемое в качестве постановки учебной задачи на основании соотнесения уже известного и усвоенного учениками, с тем, чего они еще не знают;
  • планирование в качестве определения последовательности промежуточных целей, учитывая конечный результат;
  • составление плана и порядка действий;
  • прогнозирование результатов и степени усвоения, его временных характеристик.

Овладение учениками УУД происходит в рамках разных учебных предметов. Но при изучении одной группы дисциплин может быть уделено больше внимания процессу формирования одних видов УУД, а при изучении другой – других УУД. В целом, содержание учебного курса необходимо выстраивать таким образом, чтобы одним из планируемых результатов обучения было бы формирование каждого из четырех видов УУД.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot