Модель образования – это систематизированный комплекс основных закономерностей деятельности педагога и учащихся в процессе обучения, представленные в виде педагогической и андрагогической моделей.
В настоящее время современные образовательные модели отражают психологические закономерности организации и реализации воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого среди учащихся разных возрастов и в разных образовательных условиях.
Образовательные модели монокультурного образования
Современные образовательные модели принято делить на две основные группы:
- Образовательные модели, основанные на педагогических идеалах и конструкциях.
- Образовательные модели, построенные на актуальных и современных дидактических возможностях образования.
Направленность современной российской образовательной системы на идеи гуманизации, вызывает у педагогов значительный интерес к построению разнообразных образовательных моделей обучения, которые будут направлены на полноценное и всестороннее развитие человека, его сущностных сил.
Наиболее актуальными и востребованными являются образовательные модели монокультурного образования, представленного несколькими этапами развития.
Первый этап – развитие индивидуальной межкультурной чувствительности. На данном этапе формируется универсальная модель образования, которая полностью отрицает культурные различия между людьми и пропагандирует однокультурное воспитание и образование для всех детей без исключения. Отрицательным явлением этой модели образования было то, что она абсолютно не учитывала культурные особенности и самобытность различных этнических меньшинств, по сути, представляя их как второсортную национальность, что естественно их не устраивало.
Второй этап – представлен такими образовательными моделями, которые напротив, направлены на выделение и развитие культурной и национальной самобытности. На этом этапе развиваются следующие модели образования:
- Ассимилятивная модель образования – подразумевает освобождение учащихся, представителей различных национальностей, от собственной этнической индивидуальности и включение в общую культуру того народа, среди которого они проживают. Процесс образования исключал изучение национальной истории, литературы, родного языка и т.д., считая их «вредными» для общей учебной успеваемости.
- Сегрегационная модель образования – предусматривает организацию специальных классов и даже целых школ, которые организуют процесс обучения на основании этнических особенностей культуры национальных меньшинств.
- Компенсаторная модель образования – предусматривает компенсацию социокультурного дефицита национальных меньшинств, специально разработанными коррекционными программами, например, в семьях цыган, отмечается недостаток привития детям необходимых знаний и культурных навыков общения, поведения, обучения и т.д. Компенсаторная модель образования чаще всего применяется по отношению к детям иммигрантов. В силу различия национальной культуры и этнических особенностей, таким детям сложно дается процесс обучения, а именно понимание и усвоение учебного материала. В связи с чем, они отстают в учебе и им может быть «навешан» ярлык «неполноценного» или «умственно отсталого». Для того, чтобы это предотвратить, к данным детям следует применять специально разработанные коррекционные образовательные программы.
Образовательные модели первого и второго типа, направлены на создание единого общества «общей нации», при котором происходит поглощение этнической культуры окружающим обществом и национальностью.
Третий этап – представлен образовательными моделями, направленными на сохранение индивидуальной этнической чувствительности.
Образовательные модели на данном этапе стремятся к развитию у учащихся таких качеств как толерантность, уважение к миру и окружающим людям, человеческому достоинству, автономии и т.д. В основу образования заложена транскультурная система воспитания и обучения, формирующая у учащихся представление о национальном многообразии мира, знакомит их с культурой и историей других народов. Однако отрицательным моментом является то, что данная модель лишь знакомит учащихся с национальностями, но при этом не выделяет специфическое культурное и социальное своеобразие человека в зависимости от его этнической принадлежности.
В настоящее время транскультурное образования распространено в Европе. Однако оно находится в своеобразном застое, который не учитывает современное развитие и изменение этнической культуры различных народов. Все это приводит к развитию и поощрению педагогики ассимиляции национальных меньшинств.
Характеристика ассимилятивной модели образования
В основе ассимилятивной модели образования положено такое понятие как ассимиляция.
Ассимиляция – это своеобразная «потеря» определенной части общества, путем полного «поглощения» ее другой национальностью, либо заимствованием ею части этнических черт.
Ассимилятивная модель образования предполагает определенный этнокультурный сдвиг в самосознании конкретной социальной группы, которая ранее представляла собой обособленную этническую общность со своей культурой, традициями и языком.
Процесс ассимиляции может протекать как добровольно, так и принудительно. Добровольная ассимиляция происходит в том случае, если человека привлекает культура другого народа или же в процессе вступления в межнациональный брак. Принудительная ассимиляция происходит в результате военного захвата территории, частичного уничтожения этноса, вынужденного переселения и т.д.
В образования ассимиляция так же протекает добровольно или принудительно.
Добровольная образовательная ассимиляция происходит тогда, когда учащиеся находятся в среде, где преобладает другая национальность (вынужденно или по рождению). Во время нахождения в образовательном учреждении их знакомят с историей, культурой, традицией и т.д. народа, которые со временем становятся привлекательными для учащегося. Кроме того, большое значение оказывает и наличие друзей другой национальности. С течением времени естественным образом происходит добровольная ассимиляция.
Принудительная ассимиляция в процессе образования осуществляется в том случае, если учащиеся являются беженцами или вынужденными переселенцами. Поступая в образовательное учреждение, не создается никаких условий для сохранения их национальной идентичности и особенности. Так же педагог может негативно относится к национальным меньшинствам и стремиться «насадить» им по его взгляду более развитую культуру своего народа. Так как психика детей довольно гибкая и поддается воздействию, то процесс насильственной ассимиляции происходит постепенно в процессе обучения.