Особенности возрастного развития подростков: гендерный подход
Пубертатный период – это время ускоренного физического развития и полового созревания, которое характеризуется важными изменениями, происходящими в организме подростка, включая появление вторичных половых признаков, развитие костной системы, изменения в составе крови и кровяного давления.
К особенностям данного периода относят интенсивность и неравномерность развития и роста организма, так называемый пубертатный скачок, которым определяется интенсивность и существенную индивидуальную вариативность темпов развития. С половым созреванием связано и то, что подростковый период – период дебюта многих заболеваний, в том числе психических.
Бурный рост и созревание организма, а также происходящие психологические изменения отражаются на функциональных состояниях организма. В 11-12 лет отмечается период повышенной активности и значительный рост энергии. Также это период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности.
Зачастую двигательное беспокойство и повышенная возбудимость подростков могут скрывать быстрое и резкое наступление утомления, которое сам школьник в связи с недостатком зрелости не может контролировать и понимать. В это время возрастает количество обид и ссор между детьми, а также между подростком и взрослым. В это время дети отличаются повышенной вспыльчивостью, обидчивостью, в первую очередь относительно взрослых. Часто их поведение носит демонстративный характер.
Влияние полоролевых стереотипов на жизни подростков
Половое созревание рассматривается в качестве центрального, стержневого процесса переходного периода. Половая идентичность личность предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующего набора навыков и стиля поведения, а также психосоциальные установки и ориентации.
Полоролевые стереотипы затрагивают не только внешность, но и поведение и черты характера. Причем если девочку с маскулинными качествами характера все воспринимают абсолютно нормально, то феминизированного, изнеженного мальчика ждет отчуждение. Помимо этого, процесс социализации мальчиков гораздо противоречивее. В раннем детстве мальчики и девочки более тесно связаны с матерью, нежели с отцом.
Резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, которое принято во многих обществах, также как и однополые мальчишеские компании, объективно выступают как противовес этой феминизации, помогая мальчику утвердиться в мужской роли. Но одностороннее воздействие ровесников вместе с внутренней неуверенностью мальчика-подростка в том, насколько он соответствует завышенным требованиям маскулинности, зачастую порождает компенсаторное гиперсексуальное поведение.
Само определение мужской роли противоречиво. В юношестве все эти проблемы тесно сплетаются. Старшеклассники еще сохраняют подростковую удаль и стереотипность ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что они соответствуют этим требованиям. Вместе с этим они чувствуют, что их индивидуальность не вписывается в жесткие рамки, что мужские и женские качества не обязательно альтернативны и что их сочетание может быть разным.
Однако, и юноши, и девушки стремятся соответствовать правилам, которые предписаны обществом, то есть они примеряют на себя типичные мужские и женские роли, принимают ограничения и правила, которые предписываются этими ролями.
При все этом в современном мире работающая женщина продолжает вести быт дома и нести ответственность за детей.
В работе женщины обычно имеют более низкий статус по сравнению с мужчинами. Большинство престижных профессий «закреплено» за мужчинами. Существует масса доказательств более низкого положения женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами.
Часто женщины стремясь сделать карьеру сталкиваются с так называемым «стеклянным потолком», что выражает тот факт, что в некоторых организациях существует некий невидимый потолок, выше которого женщины продвинуться не способны. Причина этого – стереотип о том, что мужчины гораздо лучшие руководители, чем женщины.
У домохозяек также есть свой спектр проблем. Большинство из них не способны удовлетворить свои социальные потребности.
Структура ролевых стереотипов мужчины формируется на основании трех показателей:
- первый – ожидания, что мужчины должны завоевывать статус и уважение других;
- второй – ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твердости;
- третий – ожидание того, что мужчине необходимо избежать стереотипно женских занятий и типов деятельности.
Таким образом, теоретические исследования позволили выдвинуть ряд следующих предположений:
- процесс полового созревания – это перестройка гормональной регуляции, развитие и физических качеств психической сферы подростка. Важное значение отводится психическим новообразованиям подростка, таким как стремление самоутвердиться, поиск своего Я, желание быть самостоятельным, что обычно приводит к нарушению доверительных детско-родительских отношений, половой неразборчивости подростков, которая выступает как показатель собственной взрослости;
- родители первыми начинают половое воспитание детей, даже если не стремятся к этому. Часто родители могут не осознавать, что идет воспитательный процесс, так как большинство информации передается не словесно, а не примере поведения самих родителей и посредством их установок. То есть, именно родители влияют на формирование представлений у подростка о взаимоотношениях мужчин и женщин;
- подросток, чтобы стать мужчиной или женщиной, должен не только иметь физиологические особенности определенного пола, но и осознавать собственную половую принадлежности, а также усвоить характеристики соответствующей роли.