Общие положения
Сложность задач изучения становления и взаимоотношений внутри педагогического коллектива требует ориентации на соответствующие методологические положения.
Четкость методологического аппарата и методологических принципов позволяет получить обоснованные, конкретные, системные методические и педагогические рекомендации, способные создать надежную базу для исследований педагогического коллектива.
Диалектические модели развития в исследовании педагогического коллектива играют определенную роль:
- обуславливают приоритетные идеи исследования, направленность и наиболее общие принципы (развития, взаимодействия, объектности) и законы (перехода количественных изменений в качественные, диалектического синтеза, диалектической противоположности);
- выступают в роли категориальной структуры мышления, направляют относительно общей природы объекта исследования;
- выступают главными при объяснении сущности педагогических процессов и явлений.
Раскрыть диалектику становления педагогического коллектива, выявить и разрешить, возникшие в них противоречия помогут философские знания. Законы диалектики характеризуют процессы профессионального становления педколлектива.
Закон диалектической противоречивости отвечает на вопрос, происходит ли процесс профессионального становления. Это импульс развития и источник педагогического коллектива.
Закон перехода количества в качество. Раскрывает механизм появления новых качеств, которые характеризуют педагогический коллектив при переходе от одного этапа развития к другому. Закон объясняет, как происходит становление педагогического коллектива.
Закон диалектического синтеза. Показывает форму и характер прогрессивно ориентированных изменений в педагогическом коллективе относительно профессиональной деятельности. Определяет характер поступательного движения педагогического коллектива.
Принципы исследования педагогического коллектива
Важными компонентами методологии исследования педагогического коллектива являются цели, методы и методологические подходы, гипотезы, принципы исследовательских работ.
При исследовании педагогического коллектива под принципами понимают определенную совокупность положений, правил, руководящих норм и идей, которые определяют направление организации и проведения познавательной деятельности.
Основополагающие принципы исследования педагогического коллектива:
- Принцип объективности и детерминированности педагогических явлений.
- Принцип изучения явления в его развитии.
- Принцип сущностного анализа исследуемого процесса или явления.
- Принцип единства исторического и логического.
- Принцип концептуального единства исследования.
- Принцип целостности и всесторонности.
Принцип объективности и детерминированности реализуется через использование объективной информации об изменениях, происходящих в профессиональной деятельности, о соответствии реальности и научной корректности, выбор показателей и критериев, отражающих положение системы, многомерный подход к изучаемому процессу.
Принцип объективности предполагает выделение важных профессиональных характеристик педагогического коллектива для более полного понимания взаимоотношений в педагогическом коллективе, для нахождения в этом процессе закономерностей. Принцип реализуется через исследование условий становления педагогического коллектива, в выявлении причинно-следственных связей, выступающих основой для выявления наиболее важных сторон взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Принцип изучения явления в развитии раскрывает анализ изменений, которые происходят в процессе педагогической деятельности в коллективных профессиональных характеристиках.
Принцип сущностного анализа процесса или явления проявляется: в выделении общих (организованность, сработанность, целостность, результативность и др.) и специфических характеристик (профессионально-педагогические целостность, направленность, компетентность и т.д.); в учете изменения коллективных характеристик в процессе профессионального становления педагогического коллектива; в вычленении основных факторов источников и мотиваторов взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Принцип единства исторического и логического сочетает генетический аспект развития педагогического коллектива, анализ научных источников, теории с прогнозированием развития педагогического коллектива.
Принцип всесторонности и целостности предполагает изучение педагогического коллектива как системы, включающей элементы, связанные и взаимодействующие между собой, рассмотрение различных связей внутри исследуемого объекта, благоприятствующих его профессиональному росту и взаимодействий коллектива с окружающей средой.
Системный подход в исследовании педагогического коллектива
Системный подход в исследовании педагогического коллектива предусматривает изучение педагогического коллектива в качестве системы, имеющей определенные закономерности, как части, включенной в единую общую систему.
Наиболее распространенным направлением системных исследований является системный анализ – методология решения проблем и задач, основанная на концепциях теории системы. Сущность системного подхода отображена в использовании системного принципа многоплановости при проведении исследования (объединение различных подходов в изучении педагогического коллектива, в интеграции различных знаний о коллективе).
Системный подход заключается в выявлении возможности реализации принципов многоуровневости, многоплановости, системной детерминации в исследовании, в анализе многообразия взаимодействий и связей, в которые вступает педагогический коллектив. Вся совокупность отношений и связей выступает основанием для формирования коллективного субъекта и совместной деятельности.
Системный подход включает анализ изменений, которые происходят в процессе становления профессионального коллектива, основываясь на определяемых характеристиках педагогического коллектива в качестве коллективного субъекта профессиональной деятельности. В процессе системного подхода происходит выделение интегрирующего основания системообразующего в становлении педагогического коллектива.
При исследовании процесса становления педагогического коллектива наблюдаются следующие проявления деятельностного подхода:
- Исследование процессов педагогических взаимоотношений и деятельности происходит в реальных условиях, которые обеспечивают решение определенных педагогических задач, выдвинутых перед членами педагогического коллектива, выступающего в качестве активного субъекта взаимодействия и выполняющего некую последовательность действий, ориентированных на решение психолого-педагогических задач.
- Решение педагогических задач разной сложности ведет к усложнению способов деятельности, формированию конкретных значимых коллективных свойств и качеств, которые обуславливают изменение структуры и состава самой деятельности.
В процессе изменения методов и способов профессиональной деятельности наблюдается изменение характера взаимодействий между членами коллектива. Профессиональная деятельность рассматривается в единстве с процессом общения, который раскрывает взаимосвязь интерактивности, перцептивных и коммуникативных аспектов, а также как момент единой системы общественных отношений, которые детерминируют предметное содержание активности коллектива.
К основным видам педагогической деятельности относятся: дидактическая, гностическая, прогностико-проектировочная, аналитико-рефлексивная, коммуникативно-организаторская, предметно-специальная, формирующиеся в рамках единого процесса профессионального взаимодействия, отображая природу педагогического коллектива.