Проблемное обучение – это разновидность развивающего обучения, основанная на комплексе методов самостоятельного поиска информации, необходимой для решения конкретной задачи и шаблонных способов деятельности, а также научных теоретических знаний.
Проблемное обучение имеет важное развивающее значение. Оно позволяет мотивировать учащихся к познанию, развить у них навыки самостоятельной работы, посредством построения проблемных ситуаций, носящих обучающий характер т.е. научные данные осваиваются в практическом поиске – учащиеся учатся самостоятельно находить решение проблемы.
Проблемное обучение основано на постановке проблемной ситуации, которая требует решения, а значит открытия чего-то нового, ранее неизвестного. Такое обучение позволяет развить у учащихся навыки творческого решения стандартных учебных задач, воспитывает навыки творческого использования знаний, развивает мышление и логику. Поэтому, технология проблемного обучения активно применяется в качестве основы организации преподавания любой учебной дисциплины. Обществознание не является исключением.
Проблемные ситуации, используемые на уроках обществознания
Обществознание – это учебная дисциплина, включающая комплекс научных теорий, объясняющих принципы и закономерности устройства и функционирования социальной сферы.
Изучение данной дисциплины имеет важное значение для социального развития учащихся. Особенно, это касается, учащихся старших классов. В этот возрастной период, они должны освоить социальное устройство общества, владеть юридическими нормами и моральными принципами социального поведения, быть в курсе того, каким образом вести себя в тех или иных ситуациях и т.д.
Технология проблемного обучения позволяет построить учебное занятие по обществознанию, на основе использования проблемных ситуаций различных типов. Это позволяет развить у старшеклассников следующие компетенции:
- Навыки постановки целей и определение способов их достижения.
- Навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами: поиска, сбора и обработки информационных данных по конкретной общественной проблеме.
- Развитие мыслительных процессов учащихся, активизация работы их логики.
- Навыки выражения своего мнения, взгляда, идей, позиции, умение ее обоснования и отстаивания.
- Навыки коллективного взаимодействия. Учащиеся учатся работать в команде, действовать в интересах коллектива, принимать решения, исходя из потребностей и мнения каждого его члена.
На уроках обществознания, как правило, используются следующие типы проблемных ситуаций:
- Самостоятельное развитие проблемной ситуации, вызванное незнанием учащихся ответа на заданный вопрос, решения поставленной задачи;
- Использование своих теоретических знаний в новых практических обстоятельствах;
- Создание противоречия между теоретически возможным вариантом решения поставленной задачи и невозможностью его практического осуществления;
- Наличие противоречия между реальным решением задачи и неимением знания для его обоснования.
Использование проблемных ситуаций на уроках обществознания, позволяет включить учащихся в поисковую работу, сделать их исследователями, что, в свою очередь, активизирует познавательный интерес, увлекает и делает программу по обществознанию более доступной и понятной для изучения, а также закрепляет изученные данные более прочнее.
Проблемные ситуации, используемые на уроках обществознания должны быть различными по своему смысловому и содержательному компоненту. Могут быть использованы такие разновидности проблемных ситуаций:
- Предоставление выбора. Дается несколько вариантов решения поставленной задачи, включая неправильные, и требуется сделать выбор наиболее оптимального;
- Ситуация неопределенности. Она связана с наличием неоднозначности решения задачи, в силу отсутствия полноценного информационного обеспечения;
- Неординарные ситуации т.е. такие, которые удивляют, поскольку они необычны и связан с парадоксальными явлениями;
- Несоответствие ситуации, имеющемуся опыту и представлениям т.е. ситуация не является шаблонной;
- Отрицание какого утверждения. Такие ситуации требуют опровержения какой-то идеи, аргументацию ее неверности.
Структура проблемного урока по обществознанию
По своей структуре, проблемный урок по обществознанию представляет собой совокупность следующих компонентов:
- Актуализация знаний, которыми располагают учащиеся. Педагог начинает учебное занятие с опроса учащихся по ранее изученному материалу. Он может выдвинуть проблему, затрагивающую уже изученную тему и дать возможность учащимся найти способ ее решения т. е. здесь проблемная ситуация является, как бы подготовительной, поскольку, тема уже изучена школьниками, и они легко смогут разрешить проблемную ситуацию.
- Усвоение новых знаний и методов действия. Педагог объясняет новую тему, начиная ее с постановки проблемной ситуации. Затем, совместно с учащимися, происходит выдвижение гипотезы решения поставленной задачи и обоснование ее продуктивности.
- Развитие новых знаний и навыков. Посредством доказания выдвинутой гипотезы и анализа верности ее решения, происходит формирование новых знаний и навыков, способов деятельности. Старшеклассники углубляют свои знания об обществе и законах его функционирования, посредством личностного практического поиска, реализации творческих способностей.
Для постановки проблемной ситуации, педагог может использовать наглядные пособия. Например, изображение примеров социального неравенства в обществе. Педагог требует от учащихся приведение примеров социального неравенства и аргументацию происходящего на изображениях. При этом, педагог предоставляет детям возможность выразить свое мнение о том, что должно быть изучено по ходу учебного занятия, на какие вопросы необходим найти ответы, какова значимость данной темы.