Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование технологии проблемного обучения на уроках обществознания в старших классах

Определение 1

Проблемное обучение – это разновидность развивающего обучения, основанная на комплексе методов самостоятельного поиска информации, необходимой для решения конкретной задачи и шаблонных способов деятельности, а также научных теоретических знаний.

Проблемное обучение имеет важное развивающее значение. Оно позволяет мотивировать учащихся к познанию, развить у них навыки самостоятельной работы, посредством построения проблемных ситуаций, носящих обучающий характер т.е. научные данные осваиваются в практическом поиске – учащиеся учатся самостоятельно находить решение проблемы.

Проблемное обучение основано на постановке проблемной ситуации, которая требует решения, а значит открытия чего-то нового, ранее неизвестного. Такое обучение позволяет развить у учащихся навыки творческого решения стандартных учебных задач, воспитывает навыки творческого использования знаний, развивает мышление и логику. Поэтому, технология проблемного обучения активно применяется в качестве основы организации преподавания любой учебной дисциплины. Обществознание не является исключением.

Проблемные ситуации, используемые на уроках обществознания

Определение 2

Обществознание – это учебная дисциплина, включающая комплекс научных теорий, объясняющих принципы и закономерности устройства и функционирования социальной сферы.

Изучение данной дисциплины имеет важное значение для социального развития учащихся. Особенно, это касается, учащихся старших классов. В этот возрастной период, они должны освоить социальное устройство общества, владеть юридическими нормами и моральными принципами социального поведения, быть в курсе того, каким образом вести себя в тех или иных ситуациях и т.д.

Технология проблемного обучения позволяет построить учебное занятие по обществознанию, на основе использования проблемных ситуаций различных типов. Это позволяет развить у старшеклассников следующие компетенции:

  • Навыки постановки целей и определение способов их достижения.
  • Навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами: поиска, сбора и обработки информационных данных по конкретной общественной проблеме.
  • Развитие мыслительных процессов учащихся, активизация работы их логики.
  • Навыки выражения своего мнения, взгляда, идей, позиции, умение ее обоснования и отстаивания.
  • Навыки коллективного взаимодействия. Учащиеся учатся работать в команде, действовать в интересах коллектива, принимать решения, исходя из потребностей и мнения каждого его члена.
«Использование технологии проблемного обучения на уроках обществознания в старших классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На уроках обществознания, как правило, используются следующие типы проблемных ситуаций:

  • Самостоятельное развитие проблемной ситуации, вызванное незнанием учащихся ответа на заданный вопрос, решения поставленной задачи;
  • Использование своих теоретических знаний в новых практических обстоятельствах;
  • Создание противоречия между теоретически возможным вариантом решения поставленной задачи и невозможностью его практического осуществления;
  • Наличие противоречия между реальным решением задачи и неимением знания для его обоснования.

Использование проблемных ситуаций на уроках обществознания, позволяет включить учащихся в поисковую работу, сделать их исследователями, что, в свою очередь, активизирует познавательный интерес, увлекает и делает программу по обществознанию более доступной и понятной для изучения, а также закрепляет изученные данные более прочнее.

Проблемные ситуации, используемые на уроках обществознания должны быть различными по своему смысловому и содержательному компоненту. Могут быть использованы такие разновидности проблемных ситуаций:

  1. Предоставление выбора. Дается несколько вариантов решения поставленной задачи, включая неправильные, и требуется сделать выбор наиболее оптимального;
  2. Ситуация неопределенности. Она связана с наличием неоднозначности решения задачи, в силу отсутствия полноценного информационного обеспечения;
  3. Неординарные ситуации т.е. такие, которые удивляют, поскольку они необычны и связан с парадоксальными явлениями;
  4. Несоответствие ситуации, имеющемуся опыту и представлениям т.е. ситуация не является шаблонной;
  5. Отрицание какого утверждения. Такие ситуации требуют опровержения какой-то идеи, аргументацию ее неверности.

Структура проблемного урока по обществознанию

По своей структуре, проблемный урок по обществознанию представляет собой совокупность следующих компонентов:

  1. Актуализация знаний, которыми располагают учащиеся. Педагог начинает учебное занятие с опроса учащихся по ранее изученному материалу. Он может выдвинуть проблему, затрагивающую уже изученную тему и дать возможность учащимся найти способ ее решения т. е. здесь проблемная ситуация является, как бы подготовительной, поскольку, тема уже изучена школьниками, и они легко смогут разрешить проблемную ситуацию.
  2. Усвоение новых знаний и методов действия. Педагог объясняет новую тему, начиная ее с постановки проблемной ситуации. Затем, совместно с учащимися, происходит выдвижение гипотезы решения поставленной задачи и обоснование ее продуктивности.
  3. Развитие новых знаний и навыков. Посредством доказания выдвинутой гипотезы и анализа верности ее решения, происходит формирование новых знаний и навыков, способов деятельности. Старшеклассники углубляют свои знания об обществе и законах его функционирования, посредством личностного практического поиска, реализации творческих способностей.

Для постановки проблемной ситуации, педагог может использовать наглядные пособия. Например, изображение примеров социального неравенства в обществе. Педагог требует от учащихся приведение примеров социального неравенства и аргументацию происходящего на изображениях. При этом, педагог предоставляет детям возможность выразить свое мнение о том, что должно быть изучено по ходу учебного занятия, на какие вопросы необходим найти ответы, какова значимость данной темы.

Дата последнего обновления статьи: 16.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot