Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вклад А. П. Усовой в развитие методики развития речи дошкольника

Взгляд Усовой А. П. на проблемы обучения детей дошкольников

Замечание 1

Александра Платоновна Усова – советский ученый, специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук, профессор и член-корреспондент АПН СССР.

Характерная, специфическая черта дошкольного образования – формирование у детей учебной деятельности в качестве нового способа действий, который отличается своим характером и мотивами от игр, труда и самообслуживания.

Явление невосприимчивости детей к процессу обучения – следствие неправильной методики предшествующего воспитательного воздействия, основанного на предоставлении детям полной свободы путей и способов действия.

Любое воспитательное воздействие отражается на детях с той или иной силой, глубиной и прочностью, образует навыки, привычки и поведенческие черты. Это затрагивает не только систему воспитательных влияний в целом, но и отдельные звенья этой системы, конкретные приемы и способы.

Невосприимчивость детей к обучению, своего рода необучаемость, выражается тем, что дети воспринимают активно только некоторую часть указаний, только то, что надо сделать. Вторая существенная часть обучающего воздействия – как делать, не воспринимается детьми.

Дети забывают, что надо делать, отвлекаются, выполняют другие действия, равнодушно проходят мимо того, к чему привлекали их внимание. В начале обучения детям характерно следующее поведение:

  • слушать указания воспитателя, но придерживаться их в процессе выполнения заданий лишь условно;
  • осуществлять самоконтроль через сравнение своей работы с работой других детей;
  • подражать друг другу.

Безусловно, при таком отношении детей к учебе и речи не идет о том, чтобы дети воспринимали те знания и умения, которые им дают педагоги.

«Вклад А. П. Усовой в развитие методики развития речи дошкольника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие связной речи у дошкольников

Определение 1

Методика развития речи – это педагогическая наука, занимающаяся изучением закономерностей педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей-дошкольников.

В повседневной жизни необходимо обеспечить условия максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Здесь выделяют два пути речевого развития детей:

  • подчинить содержание и форму отношений потребностям регулирования поведения воспитанников в режимных моментах, на прогулках, на неречевых занятиях и в иных типичных ситуациях;
  • организовывать деятельность детей, например, игровую, чтобы обеспечить неосознанное усвоение необходимых речевых средств.

Важнейшая форма организации обучения речи и языку в методике – специальные занятия, на которых проходит целенаправленное решение определенных задач речевого развития детей.

Необходимость такой формы обучения определена следующими обстоятельствами:

  • без специальных обучающих занятий не может быть обеспечено должное речевое развитие детей;
  • обучение на занятиях выполняет задачи всех разделов программы.

Усова А.П. считала, что обучение привносит в развитие речи детей такие качества, которые развиваются в обычных условиях весьма слабо. В первую очередь, это фонетические и лексико-грамматические обобщения, являющиеся ядром языковых способностей ребенка и играющие первостепенную роль в усвоении языка, звуков, словопроизношении, построении связных высказываний и пр. Не у всех детей может стихийно, без целенаправленного руководства со стороны взрослых, развиваться языковое обобщение, что вызывает задержку их речевого развития. Отдельные дети могут овладеть только элементарными формами разговорной речи, не могут ответить на вопросы и не умеют рассказывать. Это объясняет необходимость целенаправленных занятий:

  • занятия способствуют реализации возможностей речевого развития в период дошкольного детства, представляющего наиболее благоприятный период для овладения языком;
  • внимание ребенка на занятиях целенаправленно фиксируют на определенных языковых явлениях, постепенно становясь предметом его осознания;
  • в детском саду отмечается дефицит речевого общения с каждым ребенком, что может вызывать задержки развития речи детей. Занятия, если они методически правильно организованы, помогают компенсировать этот дефицит;
  • на занятиях, кроме воздействия воспитателя на детскую речь, происходит речевое взаимовлияние детей друг на друга.

Иными словами, специально организованные занятия, направленные на обучение дошкольников родной речи способствуют преодолению стихийности, планомерному решению задач развития речи в определенной системе и последовательности.

Использование работ А. П. Усовой в современных ДОУ

Сложность исследования обучения и развития объясняется недостаточной разработанностью этих понятий. Во многих исследованиях основные закономерности обучения следуют из особенностей познавательной деятельности детей. Если поверхностно анализировать процесс обучения, на первый план выйдет неоспоримый факт, что обучение необходимо выстраивать учитывая наличный уровень развития детей. Иначе ребенок не сможет усвоить новые знания и новые способы мыслительной деятельности.

При этом наличный уровень познавательной деятельности детей – результат стихийных форм предыдущего обучения.

У дошкольников стихийное обучение имеет существенное знание. Этот процесс вплетается в повседневную жизнь детей и выступает в скрытом виде. В связи с этим создается впечатление естественного и спонтанного развития ребенка. При организованном обучении, педагогу необходимо учитывать результаты предыдущего стихийного опыта ребенка.

Воздействие организованного обучения на речевое развитие детей носит сложный, опосредованный характер. Его определяют особенности умения дошкольников усваивать новые знания, сформированные в стихийном обучении, а также сам процесс обучения является сложным и многокомпонентным явлением.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot