Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование дидактического и занимательного материала на уроках русского языка в начальных классах

Определение 1

Занимательный материал – это средство обучения, стимулирующее интерес к обучению, привлекающее внимание учащихся и активизирующее их познавательную работу.

Занимательный материал находит активное применение в школьном образовательном процессе. Его использование особенно актуально на начальных этапах обучения, когда учебная деятельность является непривычной для детей и требует стимулирование их к познанию, привлечения их внимания. Занимательные материалы используются в преподавании различных дисциплин начальной школы и включается в разные этапы занятий, применяется для решения разнородных образовательных задач.

Методические основы использования дидактического и занимательного материала на уроках русского языка начальной школы

Вопрос об использовании занимательного материала на уроках русского языка начальной школы является дискуссионным в трудах большинства ученых. Их мнения о его применении являются самыми различными: от неактуальности и нецелесообразности его применения в учебном процессе до использования в качестве ведущего средства и инструментария в обучении.

В настоящее время был проведен ряд исследований, касающихся применения занимательного материала в познании русского языка на этапе начального школьного обучения, результаты которых отражают активизацию учебной работы учащихся, повышение их интереса к предмету, благодаря использованию занимательного материала.

Методическими основами применения занимательного материала на уроках русского языка выделяют следующие:

  1. Использование в обучении заданий разного типа. Их выбор зависит от целей урока, содержания деятельности, этапа обучения, уровня успеваемости конкретного коллектива учащихся.
  2. Для каждого класса обучения подбирается соответствующий занимательный материал.
  3. Возможность применения занимательных заданий в разных формах, что повышает инициативность педагогов и творческий подход к организации занятий.
  4. Использование заданий разного уровня сложности для учащихся разного уровня развития и подготовки.
  5. Соответствие сложности заданий возрастным особенностям развития учащихся.
  6. Обучающий, развивающий и воспитательный характер занимательных заданий.
  7. Предварительный разбор заданий и объяснение учащимся их сути и требуемых действий.
  8. На разных этапах занятия актуально использование разных типов занимательных заданий. Это ориентировано на особенности информации подлежащей усвоению.
«Использование дидактического и занимательного материала на уроках русского языка в начальных классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При отборе дидактического и занимательного материала для уроков русского языка начальной школы должны быть соблюдены следующие условия:

  • Выбор содержательно насыщенного материала;
  • Выбор интересного материала;
  • Выбор материалов с художественной языковой формой воплощения, наличием орфограмм и рациональных грамматических структур;
  • Доступное представление орфограмм в заданиях и их последовательное усложнение;
  • Использование в заданиях не только слов и словосочетаний, но и предложений, целостных текстов.

Использование разных видов занимательных заданий на уроках в зависимости от стадии развития познавательного интереса учащихся

Занимательные материалы применяются в учебном процессе начальной школы для развития познавательной заинтересованности учащихся, пробуждения их познавательной активности.

Все занимательные задания, применяемые в учебном процессе начальной школы на уроках русского языка, делятся на две группы:

  1. Представление учебной информации в нестандартной форме. Информация подается в яркой, красочной форме, что делает ее более запоминающейся и целеориентированной. К таким заданиям относятся кроссворды, шарады, ребусы, домино, лото.
  2. Представление содержания учебной дисциплины, темы урока в непривычной форме: раскрытие лингвистических фактов, неожиданных сторон языковых явлений. К таким заданиям относятся викторины, лингвистические сказки, задания-ловушки, задания с недостающими данными, задания с избыточной информацией, требующей исключения и др.

Задания каждой группы отражают этапы развития познавательного интереса младших школьников, их заинтересованности русским языком и его познанием.

Задания первой группы ориентированы на развитие любопытства учащихся, т.е. на пробуждение у них желания познавать и получать знания. А задания второй группы направлены на развитие любознательности учащихся и активизацию их познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

Разновидности занимательных заданий и их характеристика

Как было отмечено выше на уроках русского языка начальной школы используются задания, относящиеся к двум группам. К таким заданиям относятся:

  1. Кроссворды – это игровая задача, основанная на заполнении перекрещивающихся столбцов разной длины загаданными словами. Их необходимо отгадать и правильно заполнить поле кроссворда. Верность слов имеет важное значение, поскольку, каждая буква слова может быть буквой других загаданных слов. На уроках русского языка используются орфографические кроссворды – загадывание орфограмм и их нахождение, терминологическими – отгадывание терминов языка. Посредством кроссвордов удается расширить лексический запас языка учащихся, развить основы орфографии, семантики и звукобуквенного анализа.
  2. Ребус – это загадка представленная в виде изображений, символов, знаков. Слова и категории русского языка шифруются в виде картинок. Ребусы ориентированы на развитие у учащихся лингвистической зоркости и, естественно, познавательной заинтересованности.
  3. Загадки – это образное представление, описание объектов, процессов и явлений окружающего мира. Загадки направлены на тренировку памяти учащихся и развитие аналитических навыков. Они увлекают учащихся и заставляют их анализировать языковые характеристики, процессы и языковые средства.
  4. Шарады – это разновидность загадки, предполагающее образное описание искомого слова, понятия, явления, при его разделении на части – несколько слов. Требуется отгадать каждое слово и соединить их для получения искомого.
  5. Лингвистическая сказка – это разновидность занимательных материалов, демонстрирующая языковые явления, факты через создания вымышленных сказочных сюжетов, герои которых наделяются теми или иными языковыми характеристиками. Могут быть использованы лингвистические сказки про части речи, про слова и слоги. Такое познание языковых фактов становится более продуктивным, а также простым и доступным для учащихся начальной школы.
  6. Задания-ловушки – это задания, которые невозможно решить, т.е. нельзя совершить со словами, предложениями, частями речи конкретные операции (к примеру, дается задание на составление слов, начинающихся с двух согласных букв).
Дата последнего обновления статьи: 23.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot