Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование учебных действий школьников при изучении грамматических категорий глагола

Место учебных действий в курсе русского языка

Русский язык – дисциплина, имеющая первостепенное значение в школьном курсе обучение. Русский язык является не просто учебным предметом, это инструмент социализации личности, помогающий в формировании базовой системы ценности, способствующий личностному и профессиональному самоопределению, а также развивающий познавательную сферу, коммуникативные компетенции и организационно-контрольные функции индивида.

Современное обучение русскому языку основывается на формировании у школьника системы учебных действий, универсальных по своей природе и способствующих его развитию как личности. В состав данных действий входят четыре аспекта:

  1. Личностные, связанные с познанием себя, самоопределением, формированием системы мотивов, ценностей и ориентаций в деятельности.
  2. Регулятивные, направленные на воспитание осознанного отношения к деятельности, развитию умений её планировать и контролировать, оценивать результаты и корректировать процесс деятельности в случае возникновения ошибок и недочётов.
  3. Познавательные, предполагающие развитие когнитивной сферы личности, расширение способов познания мира, поиска информации, её переработки и усвоения, а также передачи научных сведений другим с помощью словесных и графических средств.
  4. Коммуникативные, связанные с развитием умения общаться, сотрудничать в процессе решения учебных задач, отстаивать свою точку зрения, критически относиться к позиции другого и вместе с тем уметь ладить с оппонентом, соблюдая нормы и принципы коммуникативной этики.
Статья: Формирование учебных действий школьников при изучении грамматических категорий глагола
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Данные спектр задач является достаточно широким и не может быть реализован в рамках одного урока, в ходе которого решаются также и сугубо предметные задачи, связанные с освоением содержания учебной дисциплины. Необходима комплексная работа, основанная на принципах систематичности и последовательности и осуществляемая в рамках изучения всего курса русского языка, чтобы добиться данных результатов обучения. Однако каждая конкретная тема – орфографическая или грамматическая – также предоставляет разнообразные дидактические и методические возможности для формирования данных учебных действий, которые являются надпредметными и охватывают универсальные приёмы взаимодействия и решения познавательных задач.

Формирование учебных действий школьников при изучении грамматических категорий глагола

Глагол является одним из основных лексико-грамматических классов, знакомство с которым начинается ещё в начальных классах и продолжается вес период обучения русскому языку в школе. Важность глагола как части речи обусловлена его исключительной ролью в составе русского предложения: выступая как предикат, в качестве одного из главных членов, глагол формирует грамматическое «ядро» высказывания». Категории глагольного действия описывают характер его протекания, указывают на отношение действия к действительности, а также на отношения между субъектом и объектом действия в высказывании.

«Формирование учебных действий школьников при изучении грамматических категорий глагола» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В процессе школьного обучения ученики знакомятся с категориями спряжения, глагольного вида, переходности, возвратности, залоговыми противопоставлениями (при изучении причастий), а также наклонением и временем. Часть данных категорий имеет значение для практики правописания. В частности, знание спряжения помогает осуществлять выбор правильной орфограммы в безударном окончании личных форм. Видовые различия накладывают ограничения на образование форм времен: от глаголов совершенного вида невозможно образовать лексемы настоящего времени. Категории переходности и возвратности участвуют в образовании залоговых различий, важных с точки зрения субъектно-объектных отношений в высказывании.

Система упражнений, направленная на формирование грамматических представлений школьников при изучении глагола, способствует развитию универсальных учебных действий.

Развитие мотивов учебно-познавательной деятельности обеспечивается системой занимательных заданий, связанных с наблюдениями над языковыми фактами, решением лингвистических задач, сравнением и сопоставлением изучаемых явлений. Например, ученикам предлагается образовать глагол будущего времени от лексем «победить», «убедить», «пропылесосить» и сделать вывод о временной парадигме данных глаголов. При изучении разноспрягаемых глаголов ученики самостоятельно сравнивают систему их окончаний с системой существующих спряжений и формулируют отличия данных лексем от прочих.

Регулятивные действия формируются при решении различных познавательных задач. Так, постановка цели и контроль осуществления деятельности являются важными моментами при обучении правописанию глагольных суффиксов и окончаний, а также суффиксов причастий. Навыки коррекции деятельности развиваются при формировании орфографической зоркости, умения находить и справлять орфографические ошибки в своих и чужих работах.

Развитию познавательных действий способствует атмосфера учебного поиска, созданная на уроке. Учитель предлагает не готовые алгоритмы и способы действия, а побуждает учеников самостоятельно искать пути их решения. Так, при изучении повелительного наклонения глагола учащимся предлагается проанализировать ряд предложений и сформулировать вывод о способах выражения семантики побуждения в русской грамматике. В качестве материала для анализа предлагаются предложения: Не шуметь! Передайте, пожалуйста, соль. Не будете ли вы так любезны подвинуться? Не хотите ли присесть? Шёл бы ты отсюда! Ученики делают вывод о функциональном многообразии временных форм, способных выражать значение повелительного наклонения в разных ситуациях общения.

Коммуникативные действия формируются при активном использовании глагольной лексики в речи. Например, ученики знакомятся с причастным и деепричастным оборотами и учатся правильно употреблять их речи, обогащая и усложняя её грамматический строй. Организация совместной исследовательской работы, проведение эвристических бесед, обмен мнениями на уроке также способствуют развитию коммуникативных компетенций. Для этого необходимо вовлечь учеников в групповую работу, организовать обсуждение проблемных ситуаций, давать задания на создание развёрнутых монологических ответов (например, составить рассказ о свойствах глагола от лица самого глагола, придумать лингвистическую сказку, подготовить сообщение или проект по теме и проч.).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot